Внедрение автоматизированных систем на предприятиях может выполняться различными способами и методами. Одни организации выбирают вариант, когда система внедряется одновременно по всем контурам автоматизации. Другие предпочитают поэтапный вариант комплексной автоматизации последовательно закрывая одну за другой функциональные области.
Технологии также могут различаться: в одних случаях проводится продолжительная подготовительная работа, полное документирование всех требований, проектирование и реализация доработок, и лишь затем – внедрение ERP системы. Иногда же, напротив, выполняется быстрое внедрение программного продукта в типовом функционале, который постепенно дорабатывается под нужды и потребности предприятия.
Кроме того, выполнять внедрение ЕРП-системы можно как силами ИТ-службы предприятия, так и с привлечением Партнеров фирмы 1С. Конечно, ИТ-служба по определению лучше разбирается в вопросах деятельности предприятия, всех тонкостях и особенностях производства. Однако зачастую и им бывает необходима помощь сторонних специалистов при решении задач комплексной автоматизации и внедрения ERP-систем, которые охватывают все стороны деятельности компании.
Продолжая этот разбор, можно выявить и другие способы внедрения и запуска системы в эксплуатацию. Различных комбинаций этих методик и технологий так много, что неподготовленному специалисту бывает трудно разобраться и выбрать наилучший вариант.
Как же найти оптимальный вариант внедрения?
Почему у одной организации внедрение ERP длится целые годы, требуя огромных затрат труда и материальных средств, в то время, как другая, после недолгого обучения сотрудников работе в системе, с успехом ее эксплуатирует?
Необходимо начать с того, что бросаться, очертя голову, во внедрение ERP не следует. В любом случае потребуется определенная подготовительная работа, и, конечно, составление плана работ. Существуют ГОСТы на автоматизированные системы, которые предполагают прохождение некоторых этапов и составление проектных документов для внедрения системы. До какой степени нужно следовать рекомендациям ГОСТов на каждом конкретном предприятии – решать службе ИТ. Следует помнить, что эти документы разработаны уже достаточно давно, и они описывают создание автоматизированной системы «с нуля», а не внедрение готового программного продукта. Если специалисты ИТ-службы разрабатывают собственную систему – альтернативы ГОСТам по сути нет. А что делать, если используется готовая тиражная ERP-система?
В такой ситуации вариантов несколько:
- Взять ГОСТы и попробовать самостоятельно адаптировать их с учетом специфики предприятия и текущих нужд;
- Силами ИТ-службы разработать собственный порядок внедрения системы;
- Выработать порядок внедрения совместно с Партнером 1С, либо воспользоваться готовым предложением Партнера.
При прочих равных условиях, работа с Партнером – наиболее предпочтительный вариант. Ведь на момент принятия решения на предприятии отсутствуют специалисты, знающие программный продукт «1С:ERP» и имеющие соответствующие сертификаты фирмы 1С.
Как выбрать Партнера для комплексной автоматизации?
Фирма 1С работает со множеством крупных и мелких компаний-интеграторов. Как выбрать «своего» – такого, который не подведет?
К счастью, разработчик ERP системы 1С предусмотрел удобную систему статусов, которые помогут сориентироваться и сравнить компетенции разных компаний.
Партнер 1С, внедряющий «1C:ERP», обязательно должен иметь статус «1С:Центр ERP». Этот статус означает, что у компании имеются необходимые компетенции и опыт выполнения сложных проектов, а в штате есть сертифицированные руководители проектов, специалисты по подсистемам ERP, консультанты. Кроме того, это гарантирует наличие у Партнера системы менеджмента качества и многое другое.
При выборе Партнера целесообразно уточнить наличие собственных программных продуктов и статуса «Центр разработки тиражных решений (Центр Разработки)». Это поможет сделать опосредованный вывод об уровне и качестве работы программистов-разработчиков.
Кроме того, имеет смысл проверить, является ли Партнер Центром Сертифицированного Обучения фирмы 1С, чтобы убедиться, что ваша компания сможет получить качественное обучение для своих сотрудников.
Выбрав Партнера, необходимо определиться с вопросом о порядке внедрения в эксплуатацию функциональных подсистем ERP.
Как внедрять?
Что лучше – последовательная автоматизация отдельных бизнес-процессов и функциональных подсистем, или же внедрение системы сразу целиком на всем предприятии?
В большинстве случаев поэтапный запуск будет предпочтительнее и выгоднее. Ведь чем сильнее затянется период внедрения, чем дольше пользователи будут дожидаться окончания доработок, тем выше вероятность, что ко времени завершения работ их требования к системе изменятся или возникнут новые. Разумеется, это еще больше отсрочит ввод системы в эксплуатацию. Намного разумнее будет наладить работу той или иной подсистемы как можно быстрее, а новые требования пользователей удовлетворять уже на этапе сопровождения системы в эксплуатации.
С каких же функциональных подсистем целесообразнее начать, чтобы как можно быстрее получить все плюсы внедрения ЕРП-системы?
Как показывает опыт и статистика внедрений (в том числе и официальная статистика фирмы 1С по внедрениям «1С:ERP»), автоматизацию эффективнее всего начинать с запуска подсистем Продаж, Склада, Закупок. Такая последовательность внедрения позволяет на первоначальном этапе проекта выровнять и унифицировать нормативно-справочную информацию всей системы. На этом этапе функционал управления производством может не использоваться полностью, выпуски продукции могут отражаться упрощенно, одним документом (исключительно для целей бухучета). У специалистов внедрения будет больше времени, чтобы учесть нюансы производственной деятельности предприятия и реализовать их на более позднем этапе, когда начнется внедрение функциональной производственной подсистемы. По сути, эта схема подразумевает внедрение подсистем по принципу «от простого к сложному».
Аналогичным образом решается ситуация и с подсистемами Кадров и Зарплаты. В подавляющем большинстве случаев на старте проекта автоматизации на предприятии эти задачи решаются в отдельной конфигурации «1С:Зарплата и управление персоналом», и могут быть перенесены в ERP-систему на более поздних этапах проекта.
При внедрении необходимо учесть, что, наряду с транзакционными задачами, на автоматизированные системы может возлагаться управление процессами. Так, транзакция «Проведение в системе документа Заказ поставщику» может являться результатом продолжительного процесса формирования потребностей, уточнения номенклатуры и условий закупки, рассмотрения предложений поставщиков, согласования и утверждения стоимости заказа, решения логистической задачи и т. д. Таким образом, вокруг этого документа может проходить достаточно сложный процесс. Если документ, как таковой, на практике применим для большинства предприятий, то окружающие его процессы уникальны для каждой конкретной организации. В этом случае функционал «1C:ERP» целесообразно дополнить бесшовно интегрируемым решением «1С:Документооборот».
Бесшовная интеграция позволяет пользователю работать в «1C:ERP» и при этом пользоваться функционалом «1С:Документооборот», даже не запуская эту программу. Внесение бизнес-процессов в «1С:Документооборот» помогает отслеживать, на каком этапе находится каждый из процессов, какие действия необходимо предпринять в текущий момент в системе и за ее рамками, какие документы оформить и с кем их согласовывать и т.д. Кроме того, интеграция ERP и документооборота дает возможность согласовать работу разных подразделений, проводить встречи и совещания, вместе работать над выполнением принятых решений, фиксировать ход работ через документы автоматизированных систем, определять достигнутый результат.
Кроме того, «1С:Документооборот» поможет, если для отражения той или иной специфической операции предприятия в «1C:ERP» не предусмотрен необходимый документ. Такой документ можно сформировать в «1С:Документооборот», а затем включить в бизнес-процесс.
Подробнее о стоимости, функционале и внедрении 1С ERP вы можете узнать здесь
Таким образом, взаимная интеграция двух программных продуктов позволяет избежать лишних доработок автоматизированной системы, сокращает сроки внедрения и ускоряет запуск системы в эксплуатацию.