Все проекты English Написать директору Блог
Импортозамещение
Выбор региона
Ваш город:Минск
Поиск
Электронная подпись для ИП: все, что нужно знать об ЭЦП

Электронная подпись для ИП: все, что нужно знать об ЭЦП

Что такое электронно-цифровая подпись, для чего она нужна индивидуальному предпринимателю, где он может оформить ее платно и бесплатно — читайте в статье.

Содержание

Электронно-цифровая подпись (ЭЦП) — цифровая комбинация, содержащая сведения об ее обладателе. Для простого обывателя это файл, состоящий из хитросплетенных букв и цифр. Чтобы компьютер распознал, что этот файл является ЭЦП, необходима специальная программа криптозащиты информации.

Документ, подписанный ЭЦП, признается юридически значимым и достоверным наравне с заверенным личной подписью.

Сейчас использование электронной цифровой подписи уже настолько массово, что даже старшее поколение с ее помощью регистрируется на прием к врачам, а школьники записываются на экзамены через интернет. С помощью ЭЦП они подтверждают свою личность и передаваемые ими данные.

Самая часто встречающаяся ЭЦП есть практически у каждого из нас. Какая? Та, что хранится на банковской карте и подтверждает наше согласие на перечисление денежных средств.

В быту ЭЦП часто называют «электронным ключом». Его используют и в бизнесе. То есть электронный ключ оформляется на представителя компании, занимающего руководящую должность, и индивидуального предпринимателя (ИП).

Ниже вы узнаете, какие виды ЭЦП бывают, как оформить электронную подпись для ИП, как сделать ЭЦП для ИП для налоговой и много другое.

Чем отличается цифровая подпись для ИП от других

Главная разница — сведения по владельцу, содержащиеся в электронной подписи, и комплект документов, который необходимо предоставить юридическому лицу и предпринимателю для того, чтобы ее выпустить. При этом электронная цифровая подпись делится на простые и усиленные. Простые — это логин и пароль для входа в аккаунт, код для оплаты онлайн-покупок, который пользователь получает в SMS-сообщении.

Простые ЭЦП можно подделать, а усиленные — нет. Поэтому компаниям и предпринимателям лучше пользоваться усиленной ЭЦП, а именно: квалифицированной электронной подписью (КЭП). Это один из видов усиленной ЭЦП. Есть также неквалифицированная (НЭП).

КЭП для ИП, как и НЭП, создается с помощью криптографических программ. Однако у КЭП по сравнению с НЭП степень защиты данных выше: она подлежит сертификату, который соответствует требованиям Приказа ФСБ РФ № 795 от 27 декабря 2011 года.

Ключи квалифицированной подписи, которые сгенерированы из уникальных символов, хранятся на USB-носителе.

Кроме того, у квалифицированной подписи больше возможностей. Например, владелец усиленной квалифицированной подписи может участвовать в торгах, а пользователь НЭП — нет.

Для каждой задачи необходимы разные виды электронно-цифровой подписи. Поэтому прежде чем цифровая подпись будет выпущена, ИП нужно уточнить, для каких целей ему она нужна.

К примеру, простую электронную подпись предприниматель может использовать в рамках внутреннего или внешнего документооборота. Однако в случае с внешним документооборотом у предпринимателя должно быть соглашение со второй стороной по передаче документов.

Предприниматель может также применять простую подпись, когда участвует в судебных разбирательствах.

Усиленная неквалифицированная подпись подойдет для заверения бланков или форм, которые предприниматель передаст второй стороне. При этом в рамках внешнего электронного документооборота с использованием неквалифицированной подписи участники обмена должны, как в случае и с простой подписью, оформить соответствующий договор. Согласно этому договору, электронный документ, который подписан усиленной неквалифицированной подписью, приравнивается к заверенной бумажной форме.

Усиленная квалифицированная электронная подпись пригодится предпринимателю, например, в рамках взаимодействия с контролирующими органами, участия в торгах.

Для чего ЭЦП необходима ИП

В целом в электронно-цифровой подписи содержится вся та информация, которая ему нужна, когда он:

  • Сдает в электронном виде отчетность в контролирующие органы;
  • Подписывает электронные документы (декларация по УСН и так далее);
  • Взаимодействует с государственными информационными системами;
  • Участвует в госзакупках, аукционах и торгах на электронных торговых площадках (ЭТП): zakupki.gov.ru, Сбербанк-АСТ, ОТС и другие.

В чем выгода предпринимателю использовать электронно-цифровую подпись:

  1. Меньше тратится времени на подтверждение сделок с контрагентами и сдачу отчетности в контролирующие органы. Поскольку с помощью электронной подписи это можно сделать через интернет.
  2. Защита от подделки злоумышленниками подписи. Конечно, тут речь идет об усиленной квалифицированной электронной подписи.
  3. Денежная экономия. Нет необходимости тратить деньги на бумагу, отправку и доставку распечатанных документов.

Как получить электронную подпись для ИП

Усиленную неквалифицированную подпись делают в обычных удостоверяющих центрах. Если речь идет о квалифицированной подписи, то она делается только в удостоверяющих центрах, которые аккредитованы Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Перечень таких центров публикуется на сайте этого ведомства.

Гражданин, желающий оформить электронную подпись, может обратиться с заявлением в любой из указанных центров, предоставив личные документы с копиями: паспорт, ИНН, СНИЛС, ОГРНИП.

Удостоверяющий центр, чтобы выпустить ЭЦП, обязан провести процедуру личной идентификации предоставляемых документов и потенциального владельца ключа. Перечень запрашиваемых документов и порядок проведения процедуры идентификации может немного отличаться в зависимости от правил проверки личности в удостоверяющих центрах.

Процедура подтверждения личности очень важна. Поэтому будущему владельцу подписи нужно отнестись к этому с пониманием. Чем тщательнее проводится проверка, тем меньше вероятности, что злоумышленник воспользуется данными в своих корыстных целях.

Сертификат и ключ квалифицированной подписи будут храниться в USB-токене. Есть USB-токены со слабой защитой и сильной. USB-токены с надежной защитой могут генерировать простые электронно-цифровые подписи. Сам ключ подписи в таких флеш-накопителях хранится во внутренней памяти устройства и зашифрован. Доступ к ключу есть только у владельца электронно-цифровой подписи.

За сколько дней будет сделана электронная подпись

Оформление ЭЦП — процесс недолгий. Так, ИП получает ЭЦП через 1-2 рабочих дня после того, как он обратился в удостоверяющий центр. Когда электронная подпись создана, предприниматель получает извещение об этом от удостоверяющего центра. После этого ИП нужно вновь прийти в удостоверяющий центр, что забрать цифровую подпись. При этом у него должны быть с собой личные документы.

ИП может лично прийти за печатью или отправить доверенное лицо. При этом доверенное лицо должно иметь с собой заверенную нотариусом доверенность, она подтверждает, что ИП разрешил ему забрать его подпись. Доверенность может быть заверена как нотариусом, так и самим ИП, если у предпринимателя есть печать.

Безопасность превыше всего

Сдать заявление на создание ЭЦП, получить пароль и сертификат электронной подписи можно и через интернет. Но в таком случае будет велик риск утечки таких данных при их передаче.

В варианте с доверенным лицом существуют риски потери флеш-накопителя с электронной подписью и копирования информации с такой флешки.

Поэтому самым безопасным вариантом для предпринимателя будет, если он лично передаст в удостоверяющий центр заявление для получения электронной подписи, а затем он заберет ее.

Обезопасить себя предпринимателю будет полезно и когда электронно-цифровая подпись у него на руках. То есть ему не следует передавать ЭЦП сторонним людям для подписи документов. ИП будет не лишним также создать пароль для своего USB-токена, в котором хранится электронная подпись.

Если предприниматель потерял USB-токен или к этой флешке имел доступ сторонний человек, который уже не работает в компании, тогда ИП следует сообщить об этом в удостоверяющий центр. Это относится и к случаю, когда у предпринимателя взломали компьютер.

Сколько стоит электронная подпись для ИП

У каждого сертифицированного удостоверяющего центра свои расценки по оформлению ЭЦП. Для предпринимателей стоимость стартует от 900 рублей и зависит от того, для каких целей она будет использоваться. В большинстве удостоверяющих центров действуют скидки и акции для новых абонентов.

Как ИП получить ЭЦП бесплатно

В этом поможет налоговая служба. Для этого достаточно обратиться в налоговую через интернет: зайти на сайт nalog.ru, перейти в «Личный кабинет», а затем — в раздел «Профиль», чтобы самостоятельно зарегистрировать ЭЦП для ИП. Подходит такая подпись только для связи с ИФНС.

Что можно отправить с помощью такой ЭЦП:

  • Заявления о зачете или возврате излишне уплаченных сумм налогов;
  • Заявления на предоставление льгот по налогам физических лиц (на имущество, транспортному, земельному);
  • Сообщения об имеющемся имуществе — недвижимом и движимом;
  • Декларации 3-НДФЛ и приложения к ней.

Действует такая подпись год. Потом ее можно продлить.

Пошаговая инструкция: как оформить ЭЦП индивидуальному предпринимателю на портале налоговой

  1. Следует войти в «Личный кабинет»:
  2. Нажать на «Профиль».
  3. Перейти по ссылке «Получение сертификата ключа проверки электронной подписи».
  4. Откроется страница, на которой следует отметить хранилище ключа ЭЦП: на рабочей станции или в системе ФНС.
  5. Нажать на кнопку «Сформировать».
  6. Указать персональные данные.
  7. Создать надежный пароль.
  8. Откроется страница с сообщением, что запрос на получение сертификации отправлен и этот процесс «может занять от нескольких минут до нескольких часов».
  9. После повторного входа в «Личный кабинет» появится сообщение о том, что сертификат успешно получен и установлен.

Узнайте первым об акциях и скидках и получайте профессиональные новости, а также советы по «1С» – еженедельно!

Подскажем решение для вашей задачи

Заказать помощь ИТ-специалиста