Электронная подпись для ИП: все, что нужно знать об ЭЦП
Что такое электронно-цифровая подпись, для чего она нужна индивидуальному предпринимателю, где он может оформить ее платно и бесплатно — читайте в статье.
Содержание
- Чем отличается цифровая подпись для ИП от других
- Для чего ЭЦП необходима ИП
- Как получить электронную подпись для ИП
- За сколько дней будет сделана электронная подпись
- Безопасность превыше всего
- Сколько стоит электронная подпись для ИП
- Как ИП получить ЭЦП бесплатно
Электронно-цифровая подпись (ЭЦП) — цифровая комбинация, содержащая сведения об ее обладателе. Для простого обывателя это файл, состоящий из хитросплетенных букв и цифр. Чтобы компьютер распознал, что этот файл является ЭЦП, необходима специальная программа криптозащиты информации.
Документ, подписанный ЭЦП, признается юридически значимым и достоверным наравне с заверенным личной подписью.
Сейчас использование электронной цифровой подписи уже настолько массово, что даже старшее поколение с ее помощью регистрируется на прием к врачам, а школьники записываются на экзамены через интернет. С помощью ЭЦП они подтверждают свою личность и передаваемые ими данные.
Самая часто встречающаяся ЭЦП есть практически у каждого из нас. Какая? Та, что хранится на банковской карте и подтверждает наше согласие на перечисление денежных средств.
В быту ЭЦП часто называют «электронным ключом». Его используют и в бизнесе. То есть электронный ключ оформляется на представителя компании, занимающего руководящую должность, и индивидуального предпринимателя (ИП).
Ниже вы узнаете, какие виды ЭЦП бывают, как оформить электронную подпись для ИП, как сделать ЭЦП для ИП для налоговой и много другое.
Чем отличается цифровая подпись для ИП от других
Главная разница — сведения по владельцу, содержащиеся в электронной подписи, и комплект документов, который необходимо предоставить юридическому лицу и предпринимателю для того, чтобы ее выпустить. При этом электронная цифровая подпись делится на простые и усиленные. Простые — это логин и пароль для входа в аккаунт, код для оплаты онлайн-покупок, который пользователь получает в SMS-сообщении.
Простые ЭЦП можно подделать, а усиленные — нет. Поэтому компаниям и предпринимателям лучше пользоваться усиленной ЭЦП, а именно: квалифицированной электронной подписью (КЭП). Это один из видов усиленной ЭЦП. Есть также неквалифицированная (НЭП).
КЭП для ИП, как и НЭП, создается с помощью криптографических программ. Однако у КЭП по сравнению с НЭП степень защиты данных выше: она подлежит сертификату, который соответствует требованиям Приказа ФСБ РФ № 795 от 27 декабря 2011 года.
Ключи квалифицированной подписи, которые сгенерированы из уникальных символов, хранятся на USB-носителе.
Кроме того, у квалифицированной подписи больше возможностей. Например, владелец усиленной квалифицированной подписи может участвовать в торгах, а пользователь НЭП — нет.
Для каждой задачи необходимы разные виды электронно-цифровой подписи. Поэтому прежде чем цифровая подпись будет выпущена, ИП нужно уточнить, для каких целей ему она нужна.
К примеру, простую электронную подпись предприниматель может использовать в рамках внутреннего или внешнего документооборота. Однако в случае с внешним документооборотом у предпринимателя должно быть соглашение со второй стороной по передаче документов.
Предприниматель может также применять простую подпись, когда участвует в судебных разбирательствах.
Усиленная неквалифицированная подпись подойдет для заверения бланков или форм, которые предприниматель передаст второй стороне. При этом в рамках внешнего электронного документооборота с использованием неквалифицированной подписи участники обмена должны, как в случае и с простой подписью, оформить соответствующий договор. Согласно этому договору, электронный документ, который подписан усиленной неквалифицированной подписью, приравнивается к заверенной бумажной форме.
Усиленная квалифицированная электронная подпись пригодится предпринимателю, например, в рамках взаимодействия с контролирующими органами, участия в торгах.
Для чего ЭЦП необходима ИП
В целом в электронно-цифровой подписи содержится вся та информация, которая ему нужна, когда он:
- Сдает в электронном виде отчетность в контролирующие органы;
- Подписывает электронные документы (декларация по УСН и так далее);
- Взаимодействует с государственными информационными системами;
- Участвует в госзакупках, аукционах и торгах на электронных торговых площадках (ЭТП): zakupki.gov.ru, Сбербанк-АСТ, ОТС и другие.
В чем выгода предпринимателю использовать электронно-цифровую подпись:
- Меньше тратится времени на подтверждение сделок с контрагентами и сдачу отчетности в контролирующие органы. Поскольку с помощью электронной подписи это можно сделать через интернет.
- Защита от подделки злоумышленниками подписи. Конечно, тут речь идет об усиленной квалифицированной электронной подписи.
- Денежная экономия. Нет необходимости тратить деньги на бумагу, отправку и доставку распечатанных документов.
Как получить электронную подпись для ИП
Усиленную неквалифицированную подпись делают в обычных удостоверяющих центрах. Если речь идет о квалифицированной подписи, то она делается только в удостоверяющих центрах, которые аккредитованы Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Перечень таких центров публикуется на сайте этого ведомства.
Гражданин, желающий оформить электронную подпись, может обратиться с заявлением в любой из указанных центров, предоставив личные документы с копиями: паспорт, ИНН, СНИЛС, ОГРНИП.
Удостоверяющий центр, чтобы выпустить ЭЦП, обязан провести процедуру личной идентификации предоставляемых документов и потенциального владельца ключа. Перечень запрашиваемых документов и порядок проведения процедуры идентификации может немного отличаться в зависимости от правил проверки личности в удостоверяющих центрах.
Процедура подтверждения личности очень важна. Поэтому будущему владельцу подписи нужно отнестись к этому с пониманием. Чем тщательнее проводится проверка, тем меньше вероятности, что злоумышленник воспользуется данными в своих корыстных целях.
Сертификат и ключ квалифицированной подписи будут храниться в USB-токене. Есть USB-токены со слабой защитой и сильной. USB-токены с надежной защитой могут генерировать простые электронно-цифровые подписи. Сам ключ подписи в таких флеш-накопителях хранится во внутренней памяти устройства и зашифрован. Доступ к ключу есть только у владельца электронно-цифровой подписи.
За сколько дней будет сделана электронная подпись
Оформление ЭЦП — процесс недолгий. Так, ИП получает ЭЦП через 1-2 рабочих дня после того, как он обратился в удостоверяющий центр. Когда электронная подпись создана, предприниматель получает извещение об этом от удостоверяющего центра. После этого ИП нужно вновь прийти в удостоверяющий центр, что забрать цифровую подпись. При этом у него должны быть с собой личные документы.
ИП может лично прийти за печатью или отправить доверенное лицо. При этом доверенное лицо должно иметь с собой заверенную нотариусом доверенность, она подтверждает, что ИП разрешил ему забрать его подпись. Доверенность может быть заверена как нотариусом, так и самим ИП, если у предпринимателя есть печать.
Безопасность превыше всего
Сдать заявление на создание ЭЦП, получить пароль и сертификат электронной подписи можно и через интернет. Но в таком случае будет велик риск утечки таких данных при их передаче.
В варианте с доверенным лицом существуют риски потери флеш-накопителя с электронной подписью и копирования информации с такой флешки.
Поэтому самым безопасным вариантом для предпринимателя будет, если он лично передаст в удостоверяющий центр заявление для получения электронной подписи, а затем он заберет ее.
Обезопасить себя предпринимателю будет полезно и когда электронно-цифровая подпись у него на руках. То есть ему не следует передавать ЭЦП сторонним людям для подписи документов. ИП будет не лишним также создать пароль для своего USB-токена, в котором хранится электронная подпись.
Если предприниматель потерял USB-токен или к этой флешке имел доступ сторонний человек, который уже не работает в компании, тогда ИП следует сообщить об этом в удостоверяющий центр. Это относится и к случаю, когда у предпринимателя взломали компьютер.
Сколько стоит электронная подпись для ИП
У каждого сертифицированного удостоверяющего центра свои расценки по оформлению ЭЦП. Для предпринимателей стоимость стартует от 900 рублей и зависит от того, для каких целей она будет использоваться. В большинстве удостоверяющих центров действуют скидки и акции для новых абонентов.
Как ИП получить ЭЦП бесплатно
В этом поможет налоговая служба. Для этого достаточно обратиться в налоговую через интернет: зайти на сайт nalog.ru, перейти в «Личный кабинет», а затем — в раздел «Профиль», чтобы самостоятельно зарегистрировать ЭЦП для ИП. Подходит такая подпись только для связи с ИФНС.
Что можно отправить с помощью такой ЭЦП:
- Заявления о зачете или возврате излишне уплаченных сумм налогов;
- Заявления на предоставление льгот по налогам физических лиц (на имущество, транспортному, земельному);
- Сообщения об имеющемся имуществе — недвижимом и движимом;
- Декларации 3-НДФЛ и приложения к ней.
Действует такая подпись год. Потом ее можно продлить.
Пошаговая инструкция: как оформить ЭЦП индивидуальному предпринимателю на портале налоговой
- Следует войти в «Личный кабинет»:
- Нажать на «Профиль».
- Перейти по ссылке «Получение сертификата ключа проверки электронной подписи».
- Откроется страница, на которой следует отметить хранилище ключа ЭЦП: на рабочей станции или в системе ФНС.
- Нажать на кнопку «Сформировать».
- Указать персональные данные.
- Создать надежный пароль.
- Откроется страница с сообщением, что запрос на получение сертификации отправлен и этот процесс «может занять от нескольких минут до нескольких часов».
- После повторного входа в «Личный кабинет» появится сообщение о том, что сертификат успешно получен и установлен.