RPA (robotic process automation) – это программа-робот, которая выполняет рутинные операции (например, формирование отчетов, сверка документов, анализ данных о работоспособности оборудования и т.п.) вместо сотрудника, выполняя те же действия что и человек, но быстрее, точнее и дешевле. В отличие от традиционных софтверных решений RPA взаимодействует с другими ИТ-системами через пользовательский интерфейс, имитируя работу конечного пользователя. Зарубежные компании начали активно использовать эту технологию с 2015 года. В России первые внедрения начали происходить в 2017 году.
В июле 2021 года Gartner, одно из самых авторитетных международных аналитических и консалтинговых агентств в ИТ-индустрии, выпустило третий ежегодный рейтинг вендоров RPA, представленный в виде «Магического квадранта». Согласно рейтингу, рынок RPA стремительно растет как в денежном, так и в количественном выражении. На долю трех крупнейших вендоров RPA приходится 52% рынка. Глобальным лидером по версии рейтинга является компания UiPath, второе место занимает Automation Anywhere, а на третьем и четвертых местах расположилась компании Microsoft и Blue Prism.
Исследование тенденций развития роботизации в России в 2020 году провела консалтинговая компания Делойт. Согласно исследованию, лидерами по внедрению RPA являются банковская, энергетическая отрасль и добывающая промышленность. Средний срок окупаемости внедрения RPA составляет около года, в автоматизации в большей степени заинтересованы топ-менеджеры компаний, нежели сотрудники, и, как правило, роботизация начинается у большинства компаний с 1-3 процессов. Наибольшее распространение получила платформа UiPath – на долю этой компании приходится 63% от всех внедрений в России, второе и третье место делят Blue Prism – 16% и язык программирования Python – 16%. Из отечественных разработчиков RPA участниками исследования отмечены вендоры Pix Robotics и Robin. Традиционными задачами, решаемыми с помощью RPA, являются учетные процессы.
«В последние годы технологии RPA становятся все более популярны в компаниях из различных индустрий. Использование роботизации рутинных бизнес-процессов позволяет освободить для сотрудников более 20% времени, которое они могут посвятить решению более стратегических вопросов. Опыт внедрения RPA-платформ в инфраструктуру международных компаний показал свою эффективность и выгоду, и мы рады, что в России наши технологии набирают все большее распространение. Фарминдустрия не остается в стороне и перенимает успешный опыт своих зарубежных коллег, внедряя новые возможности полной автоматизации», - комментирует Светлана Анисимова, генеральный директор UiPath в России.
Как следует из проведенных исследований, рынок RPA успешно развивается и все большее количество компаний из различных отраслей в России используют или планируют использовать в своей работе технологии RPA, доказывающие свою эффективность. Фарминдустрия не исключение. Помимо общих бизнес-процессов, которые не имеют прямой привязки к отрасли, в фармацевтической отрасли есть ряд процессов, специфичных именно для нее, таких как: исследование и разработка лекарственных препаратов, производство и цепочка поставок лекарств, нормативные вопросы и безопасность пациентов, глобальные коммерческие операции. Показательны кейсы использования технологии RPA.
Фармацевтическая компания из топ-15 глобального рейтинга, каждый год обрабатывала сотни тысяч неблагоприятных медицинских событий от пациентов, объемы которых ежегодно увеличивались на 15%. Процесс приема был ручным и сложным, и компания столкнулась с проблемой ассимиляции данных о безопасности пациентов. Загрузка персонала обрабатывающего события была неравномерной. Компания автоматизировала с помощью RPA прием событий и стандартизировала рабочие процессы. Используя когнитивные методы, определили точки высокой нагрузки на персонал и внедрили элементы решений для поддержки принятия решений на протяжении всего процесса. Автоматизация была интегрирована с системами записи фармаконадзора и поддерживала все обязательные правила. В результате внедрения RPA повысилась производительность персонала и сократилось время на сортировку и маршрутизацию в 3-5 раз, а прием событий сократился с нескольких недель до 10 дней, при этом операционные расходы на процесс уменьшились на 40%.
В другой крупной американской фармацевтической компании ручные процессы приводили к появлению большого количества ошибок, что влияло на время обработки и качество информации. Обработчик вручную экспортировал 40 отчетов в день из CRM-системы, содержащей подробную информацию об открытых и закрытых делах, которые использовались для выполнения повседневных задач. Процесс осуществлялся одной командой и включал 3 системы: CRM, Excel и электронную почту. Команда обрабатывала 800 отчетов в месяц и тратила 15 минут на каждый отчет. После внедрения технологии RPA, количество ошибок снизилось до 0% и 95% всего процесса было автоматизировано. Робот ежедневно загружает отчеты из CRM-системы и запускает уведомление по электронной почте после каждого успешного завершения процедуры.
Крупнейший дистрибутор лекарственных препаратов из топ-5 РФ активно использует роботов для автоматизации процесса обработки заявок, попавших в категорию невыполненных. 35 диспетчеров вручную обрабатывали около 100 обращений в день. После внедрения RPA тот же объем операций стал выполнять один человек при помощи двух роботов. Значительно ускорился в данной компании и процесс обработки претензий и обращений клиентов по недовложениям/пересортице/излишкам. По вариативному алгоритму робот стал отбирать в базе данных обращения по категориям и совершал ряд проверок для вынесения вердикта по удовлетворению или отклонению заявки. Один программный робот заменил более 40 операторов, избавив их от монотонной ручной работы.
В российском представительстве крупной международном фармацевтической компании были автоматизированы различные, не связанные между собой бизнес-процессы в бухгалтерии и других подразделениях, что потребовало создания расписания запуска роботов. Был разработан специальный планировщик, который выбирает процессы без возможного возникновения коллапсов в очереди задач на выполнение. Сейчас встроенные роботы отправляют сообщения на почту оператора в случае новых инцидентов, экспортируют файлы транзакций на удалённое хранилище, давая им уникальные имена, загружают появившиеся документы в CRM, исправляя все ошибки. Ежедневная загрузка сотрудников бухгалтерии и смежных направлений рутинными задачами снизилась на 30%.
«Технология RPA стремительно развивается, крупные компании фарминдустрии в России уже используют или планируют использовать роботов в своей работе, и эта тенденция будет продолжать расти, а стоимость владения и сроки окупаемости снижаться», – отметил Алексей Дроздов, руководитель направления «Фарма» компании «Первый Бит».
Все представленные в статье кейсы реализованы на платформе UiPath. Первый Бит – официальный партнер UiPath, реализовавший более 50 проектов по RPA. Если у вас есть вопросы по роботизации деятельности вашей компании – задайте их нашим специалистам.