Ряд законопроектов, которые стали достоянием общественности в первом полугодии, в июле обрели силу законов. И постепенно начинают просматриваться контуры той нормативно-правовой ситуации, в которой окажутся учреждения бюджетной сферы в 2020 году.
В ожидании изменений
В июле проходил общественное обсуждение проект очередных изменений в КоАП. Данным проектом, в частности, предполагается увеличение:
- в два раза штрафов за нецелевое использование средств;
- срока давности за нарушение бюджетного законодательства с двух до пяти лет.
Если законопроект будет принят, эти изменения вступят в силу с 1 января 2020 года.
В ближайшее время в инструкцию № 191н будут внесены очередные изменения. В июле соответствующий проект приказа Минфина был размещен на сайте регулятора. Согласно проекту, ГРБС и получатели бюджетных средств дополнительно к основным формам отчетности должны будут составлять отчёт о бюджетных обязательствах. В этом отчёте ими будут отражаться сведения о ходе реализации национальных и региональных проектов. Данная форма отчёта получит код 0503128-НП и станет ежемесячной.
Кроме того, на сайте регулятора появились предложения по очередным изменениям в Инструкцию № 157н. Согласно проекту, предполагается в план счетов добавить новые счета:
- 106 50 «Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны»;
- 114 80 «Резерв под снижение стоимости материальных запасов».
Также будут переименованы и скорректировано применение ряда счетов расчетов.
Кроме того, предполагается, что к материальным запасам будут относиться:
- ценные подарки, сувенирная продукция, иные материальные ценности, предназначенные для награждения (дарения);
- бланки строгой отчетности.
А приобретенные ценные подарки (сувениры) можно будет сразу списывать на расходы.
Проектом предполагается, что все изменения нужно будет применять уже в текущем году.
Вступили в силу
С 16 июля вступили в силу приказы Минфина от 10.06.2019:
- № 94н о внесении изменений в СГС «Концептуальные основы»;
- № 93н о внесении изменений в СГС «Представление бухгалтерской отчетности».
Все изменения связаны с предоставлением отчетности в виде электронного документа и формированием учетной политики централизованной бухгалтерией. При этом изменения в отношении предоставления отчётности в электронном виде повторяют аналогичные положения в уже утвержденных нормативных документах и вопросов не вызывают.
Но немало вопросов возникает после прочтения изменений в стандарт «Концептуальные основы» по формированию централизованными бухгалтериями единой учетной политики.
Если положения пункта 14 «Концептуальных основ» понимать буквально, то получается, что ЦБ теперь самостоятельно разрабатывает свою учетную политику, которая будет единой для всех обслуживаемых ею учреждений. С одной стороны, это значительно упрощает работу бухгалтерам ЦБ. С другой - может возникнуть ситуация, когда особенности хозяйствования отдельных учреждений не будут приниматься ЦБ во внимание. Вероятно, Минфин должен будет дать соответствующие пояснения, а также скорректировать стандарт «Учётная политика», где этих требований пока нет.
Федеральным законом от 26.07.2019 № 247-ФЗ внесены изменения в закон о бухучете. Проект этих изменений был опубликован еще весной. Отметим, что в окончательной редакции положения закона несколько отличаются от проекта.
С 26 июля более привычное и понятное всем словосочетание «бюджетная сфера» вновь обрело законную силу, а выражение «государственный сектор» больше не используется в тексте закона о бухучете.
Порядок передачи полномочий по ведению бухучета и составлению отчётности закреплён законодательно. Очевидно, что процесс передачи полномочий по ведению бухучета учреждениями в централизованные бухгалтерии будет регламентирован.
В новой редакции закона о бухучёте уточнено, что обязательным для всех работников будет только требование главного бухгалтера в письменной форме. И если рассматривать учетную политику как соответствующее требование в письменной форме, то, очевидно, этого будет вполне достаточно для реализации главбухом своих полномочий. Однако использование главбухом таких полномочий требует дополнительного разъяснения.
Постановлением Правительства РФ от 09.07.2019 № 873 внесены очередные изменения в порядок формирования госзадания на оказание госуслуг, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.
Данными изменениями:
- скорректирован порядок финансового обеспечения выполнения госзадания, уточнена формула расчета объема финансового обеспечения;
- изложена в новой редакции форма госзадания, отчета о выполнении госзадания, установлена форма «Распределение показателей объема государственных услуг (работ), содержащихся в государственном задании», даны указания по их заполнению.
Все изменения вступили в силу с 19 июля и подлежат применению уже в текущем году при планировании на 2020 и 2021 годы.
Вероятно, Минфин и учредители до конца текущего года в своих письмах и нормативных актах разъяснят отдельные положения Порядка № 640 в редакции Постановления № 873. Время для осмысления и подготовки соответствующих документов у учредителей есть примерно до октября.
А вот бюджетным и автономным учреждениям надо уже сейчас быть готовыми, чтобы:
- представить состав объектов ОЦДИ, используемых при оказании госуслуг и выполнении работ;
- обосновать приобретение нового имущества с учетом сроков полезного использования как уже имеющихся на балансе аналогов, так и вновь закупаемых;
- оперативно корректировать состав объектов ОЦДИ, чтобы к концу отчетного периода иметь средства как на содержание имущества, так и уплату налогов.
И хотя лето еще в самом разгаре, но в работу по планированию деятельности учреждения уже пора включаться!