В июне получили развитие некоторые тенденции предшествующих месяцев. Но самым значимым событием для бухгалтеров стали изменения в КоАП.
Регистрация
В июне прошли госрегистрацию в Минюсте и вступили в силу приказы Минфина от 16 мая 2019 года:
- № 72н «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н»;
- № 73н «О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. № 33н».
Усиление ответственности
9 июня текущего года вступили в силу поправки, внесенные в КоАП Федеральным законом от 29.05.2019 № 113-ФЗ (далее – Закон № 113-ФЗ). Теперь в новой редакции применяются статьи КоАП:
- 15.11 «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности»;
- 15.15.6 «Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности»;
- 15.15.7 «Нарушение порядка формирования и представления сведений, используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов».
Большинство изменений в КоАП, внесенных Законом № 113-ФЗ, направлены на усиление ответственности должностных лиц государственных и муниципальных учреждений в части соблюдения сроков и установленных порядков.
Но появился и новый вид грубого нарушения требований бухучета - регистрация в регистрах учета мнимого или притворного объекта. Согласно части 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ за такие действия на должностных лиц может быть наложен штраф от 15 000 до 30 000 рублей, а за повторное совершение данного правонарушения штраф будет уже от 30 000 до 50 000 рублей.
В Примечании 4 к статье 15.15.6 КоАП РФ уточняется, что под регистрацией мнимого объекта учета подразумевается в частности, регистрация неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни.
Законом № 113-ФЗ не уточняется, что следует понимать под притворным объектом учета, но такое определение содержится в пункте 2 статьи 10 Закона № 402-ФЗ: под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки).
То есть установленная Законом № 113-ФЗ административная ответственность развивает положения Закона № 402-ФЗ.
Кроме того, вероятно до конца года в КоАП РФ будут внесены очередные изменения, направленные на усиление ответственности должностных лиц учреждений бюджетной сферы. Так на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, которым планируется кратное увеличение административных штрафов за нецелевое использование бюджетных средств, предусмотренные статьей 15.14 КоАП. Так же предполагается увеличение срока давности за нарушение бюджетного законодательства с двух до пяти лет. В случае принятия этого законопроекта, изменения вступят в силу с 1 января 2020 года.
Классификация
На сайте Минфина 20 июня размещены приказы Минфина от 06.06.2019:
- № 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения»;
- № 86н «Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации, относящихся к федеральному бюджету и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации».
Эти документы по своему содержанию должны заменить применяемый в настоящее время приказ Минфина от 08.06.2018 № 132н. Приказы будут применяться, начиная с формирования бюджетов на 2020 год. Оба приказа направлены на госрегистрацию в Минюст.