При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности каждый налогоплательщик сталкивается с необходимостью взаимодействовать с сотрудниками налоговой инспекции. В некоторых случаях она может вызвать некоторые трудности, особенно если бухгалтер или директор только приступили к своим обязанностям.
Для организации взаимоотношений с ИФНС необходимо ориентироваться на разные моменты, в том числе нормы законодательства, современные технологии, а также методы, предлагаемые самими налоговиками.
Начало сотрудничества
Сотрудничество с налоговиками начинается еще до открытия компании или ИП, поскольку они регистрируются именно в налоговой инспекции. Для этого необходимо подать соответствующий пакет документов, после обработки которого ИФНС включит компанию в государственный реестр. Однако только при условии, что процедура регистрации полностью соответствует требованиям законодательства.
На этом этапе выбирается юридический адрес компании, который не должен быть массовым. Именно на него налоговая инспекция будет присылать документы в бумажном виде, а потому он должен быть действующим.
В последующем можно организовать электронный документооборот через оператора передачи данных. В одних случаях - это обязательная процедура, а в других - личная инициатива руководства организации.
Электронный документооборот
В связи с развитием информационных технологий взаимодействие налогоплательщиков с налоговой инспекцией заметно упростилось. Теперь для отправки документов или отчетности предлагается использовать телекоммуникационные каналы связи. С их помощью можно не только быстро представить документы, но также иметь подтверждение, что они получены сотрудниками ИФНС.
В сервисе 1С:Отчетность бухгалтер после отправки отчетности получает извещение о получении электронного документа органом, принимающим отчетность. Если вдруг случается, что отправленный вами документ не соответствует каким-либо требованиям вам в течении 8 часов придет уведомление об отказе в принятии документа.
Необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с законодательством некоторые виды отчетности нужно передавать только посредством ТКС, например, декларации по НДС. Кроме того, подавать отчетность в электронном виде необходимо тем компаниям, у которых среднесписочная численность сотрудников за предыдущий год составила более 100 чел. (в некоторых случаях - более 25 чел.).
При организации электронного документооборота документы, направляемые в ИФНС, могут быть трех видов:
- созданные средствами программного обеспечения и выгруженные в цифровом виде;
- созданные в бумажном виде и в последующем отсканированные в электронный формат;
- созданные непосредственно через программное обеспечение, необходимое для организации электронного документооборота.
В любом случае при их подаче налогоплательщик должен использовать усиленную квалифицированную электронную подпись.
Налоговые проверки
Для контроля деятельности и проверки правильности формирования отчетности хозяйствующих субъектов налоговая инспекция проводит камеральные и выездные проверки.
При проведении камеральной проверки ИФНС проверяет документы, переданные в электронном или бумажном виде, но без посещения налогоплательщика. При этом ее сотрудники имеют право запрашивать дополнительные документы, но только в рамках проводимой проверки. На основании проведенной камеральной проверки налоговики принимают либо не принимают сданную отчетность.
При проведении выездной проверки сотрудники ИФНС проверяют документы непосредственно при посещении налогоплательщика. При этом они требуют предоставить их в бумажном виде, и зачастую их перечень достаточно обширен. Однако также сотрудники ИФНС могут запросить и электронные документы, и в этом случае компания должна предоставить доступ к программному обеспечению, в котором хранятся документы. Но в этом случае нужно организовать отдельный доступ для налоговиков, чтобы они не имели возможности просматривать абсолютно все документы. На основании проведенной выездной проверки налоговики составляют акт с указанием каких-либо выявленных ошибок и рекомендаций по их устранению.
Общение с налоговиками
Непосредственное общение с налоговиками может быть как через телекоммуникационные каналы связи (направление официальных писем или запросов), так и лично при посещении отделения ИФНС.
При первом варианте правила и механизм общения аналогичен, как и при обычном документообороте. При втором варианте необходимо обратить внимание на следующие нюансы:
- для разбора какой-либо конфликтной ситуации целесообразно взять с собой оправдательные документы, которые будут подтверждать те или иные факты финансово-хозяйственной деятельности компании;
- при невозможности прийти к компромиссному решению при общении с рядовыми сотрудниками можно обратиться к руководству ИФНС или в вышестоящую инстанцию;
- при общении следует придерживаться официального тона без эмоций или оскорблений, поскольку в противном случае компанию могут оштрафовать на 50-100 тыс. руб., а ее должностное лицо на 10-30 тыс. руб. (ст. 5.61. КоАП РФ);
- для решения мелких вопросов можно обойтись без посещения отделения ИФНС - достаточно позвонить сотруднику инспекции и по телефону получить или передать информацию.
Одним из методов информационного взаимодействия с налоговиками является посещение их бесплатных семинаров, проводимых с целью раскрытия актуальной информации по вопросам бухгалтерского и налогового учета. Такая форма общения позволяет не только получить поддержку госорганов, но также ознакомиться с теоретическими и практическими материалами, которые в последующем можно будет применить при ведении деятельности компании.
Кроме того, в последнее время налоговики используют вебинары как метод предоставления информации налогоплательщикам. Данный вариант особенно удобен тем, что предполагает удаленный формат сотрудничества, то есть компания может получить информацию даже при нахождении в другом регионе.
Ошибки при общении с налоговиками
При взаимодействии с сотрудниками налоговой инспекции следует избегать таких ошибок, способных привести к негативным последствиям:
- неверный эмоциональный подход. Как положительные, так и отрицательные эмоции способны негативно отразиться на взаимодействии с налоговиками. При общении следует быть максимально спокойными, общаться уверенным официальным тоном, но без пренебрежительного отношения;
- подарки или договоренности. Как правило, сотрудники ИФНС равнодушны к подаркам, а в некоторых случаях могут рассматривать их как способ откупиться. Такой вариант не подходит для построения партнерских отношений, поэтому если все-таки хочется подарить подарок, то лучше, если это будет сувенир с символикой компании;
- устное общение. Общение в устной форме возможно лишь по весьма простым вопросам, а в серьезных и важных ситуациях необходимо все оформлять документально, например через сервис 1С:Отчетность.
В то же время специалисты рекомендуют контролировать действия сотрудников налоговой инспекции. Например, при проведении выездной проверки необходимо тщательно проверить составленный акт, поскольку в нем могут быть указаны документы, которые не были представлены налогоплательщиком.
Грамотная организация сотрудничества с налоговой инспекцией возможна только в том случае, если компания ведет бухгалтерский и налоговый учет в соответствии с нормами законодательства РФ. Для этого целесообразно использовать специализированное программное обеспечение, которое постоянно обновляется, что позволяет вести учет по установленным правилам.