Принятая в конце сентября текущего года поправка в Налоговый кодекс, запрещает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям использовать Единый вмененный налог при торговле маркированными товарами. Чтобы оценить масштаб изменений разберемся, что относят к маркированным товарам.
Товары с маркировкой
Маркировка товара это нанесение специальных знаков, с помощью которых государственные органы имеют возможность отследить, с помощью информационных систем, всю историю товара от создания до момента конечной реализации. Проще говоря это своеобразный штрих-код.
В свое время, маркировка была введена для борьбы с поддельным алкоголем. Инициатива показала себя хорошо, правительство решило постепенно брать под полный контроль все сферы реализации товаров. Это упрощает контроль и сбор налогов. Потребитель тоже гарантирован от некачественного, а порой просто опасного для жизни и здоровья товара.
На сегодняшний день и с первого декабря этого года маркированию подлежат такие товары:
- меховые изделия;
- алкогольная продукция;
- лекарства;
- ювелирные изделия;
- табак;
- обувь, одежда;
- парфюмерия;
- фототовары.
История вопроса
Налоговики уже не раз замахивались на "вмененку" и патент. Пока не достигли решения о полной отмене вмененного налога в 2021 году. Весной этого года проводились многочисленные совещания по проблеме маркирования товаров и системой взимания налогов. Принято решение, что с нового года только часть торговли маркированными товарами оставить в сфере действия вмененного налога и патента. Не повезло тем, кто занимается продажей:
- лекарственных средств;
- одежды из меха;
- обуви.
Свой выбор, законотворцы объясняют достаточно просто. По их логике, продажа вышеуказанных товаров происходит в магазинах, торгующих одними этими товарами (магазин одежды, обуви, аптека). Другие маркированные товары продаются в общих магазинах. Предпринимателям пришлось бы разделять учет в одном магазине на несколько типов налогообложения. Он продавал бы товары маркированные и не маркированные, обязательно возникала бы путаница.
Меха начали чиповать еще три года назад, к обуви маркирование пришло в июне этого года, а новые лекарства обязаны получить маркировку с 01.01.2020г.
Таким образом, с первого января необходимо будет переходить на другой режим налогообложения. Какие есть варианты и что выгоднее выбрать?
Выбор режима налогообложения
Итак, с нового года автоматически прекратится право предпринимателя торговать продукцией с маркировкой по "вмененке", в розничных точках и аптеках. Правительство предлагает на выбор два решения. Общая система налогообложения или "упрощенка". Для перевода на общую систему никаких действий совершать не надо. Он произойдет автоматически. Единственное, нужно отправить в налоговую извещение о прекращении деятельности по ЕНВД.
Для перехода на упрощенную систему, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо до конца текущего года подать заявление. Существуют лишь некоторые ограничения по объему доходов. За девять месяцев текущего года, они не должны превышать ста тринадцати миллионов рублей. Работников не должно быть больше ста человек.
Общая система и "упрощенка" - отличия
Основное отличие заложено в названии. "Упрощенная", значит все налоги заменяются одним. НДС, налог на прибыль, налог на доходы и налог на имущество. Удобно? Безусловно! Есть конечно свои подводные камни. До недавних пор, вызывал вопрос товарооборота компаний применяющих обычную систему с НДС и "упрощенцев". Из-за непонимания некоторыми бухгалтерами специфики новых налогов, они даже советовали руководителям отказываться от работы с компаниями или предпринимателями на "упрощенке".
При упрощенной системе самостоятельно выбирается объект налогообложения. Можно заявить базой доход минус расход или валовый доход. В первом случае, ставка налога составляет пятнадцать процентов. С вала же, приходится платить шесть процентов. Какой метод выгоднее? Все зависит от специфики деятельности.
Если у компании или предпринимателя есть возможность показывать обоснованные расходы - безусловно стоит писать заявление на пятнадцать процентов. В случае, когда подтверждающие расходные документы предоставить сложно - надо выбирать шесть процентов. Сейчас, с ведением онлайн касс, вся информация о кассовых чеках попадает в налоговую сразу. Приложить "левый" квиток на расходы уже не получится, а обращаться за "расходной" частью к серым компаниям очень дорого и небезопасно. Может получится гораздо дороже шести процентов.
В чем еще преимущество шести процентной системы - налоговые органы совершенно не беспокоят проверками. Это небольшой, но аргумент "за". Ведется простой учет в журнале доходов. Экономия на должности бухгалтера - составить отчет один раз в год несложно.
Индивидуальный предприниматель на упрощенке должен заплатить примерно сорок тысяч рублей в пенсионный фонд и фонд соцстраха. Работал он этот год или нет, платеж обязателен.
При общей системе отчетности в разы больше. Ежеквартальная отчетность с уплатой авансовых платежей. Контроль "входящего-исходящего" НДС, возможные камеральные и выездные налоговые проверки.
В любом случае, общий совет по вопросу, какую систему выбрать давать нельзя. Каждый случай индивидуален. Если присутствуют затруднения, нужно обратиться к специалисту. Он подскажет, рассмотрев все входящие данные, на какую систему перейти с нового 2020 года.
Остались вопросы? Закажите бесплатную консультацию наших специалистов!