Трудовая книжка представляет собой официальный документ работника организации, который оформляется работодателем. Туда вносятся данные о занимаемой должности, переводах и других кадровых перемещениях с указанием точных дат.
Электронные трудовые книжки
С 2020 года начинается постепенный переход на электронные трудовые книжки. Согласно Федеральному закону от 16.12.2019 г. № 439 у руководства любой компании есть обязанность оформлять такие документы в электронном виде. Такой переход будет выполняться на протяжении всего года, поэтому наряду с электронными будут использоваться и старые бумажные в зависимости от того, какой вариант заполнения выберет сотрудник.
Информация, вносимая в базу данных по электронной книжке:
- полное имя работника (включает имя, отчество и фамилию);
- место и периоды работы (даты приема, перевода, увольнения);
- занимаемая должность и квалификация;
- статьи из Трудового кодекса, на основании которых производятся кадровые перемещения.
Для формирования базы в ПФР по электронным трудовым книжкам работодатель должен ежемесячно сдавать отчет по форме СЗВ-ТД. Удобнее его формировать в программе 1С: ЗУП - в этом случае его можно заполнять автоматически и направлять в Пенсионный фонд через
Чтобы получить сведения из электронной трудовой книжки, сотруднику не нужно будет обращаться в отдел кадров и ждать оформления выписки. Достаточно получить доступ к серверу, на котором хранятся данные. Это можно сделать через последнего работодателя, на сайте Госуслуг, по запросу в Пенсионный Фонд (в том числе в личном кабинете) или в МФЦ. Чтобы предъявить такую выписку третьему лицу, используется распечатка с цифровой подписью. Также можно отправить данные с помощью электронной почты.
Правила заполнения бумажных трудовых в 2020 г.
К основным правилам по заполнению бумажных трудовых книжек относятся следующие:
- записи производятся ручкой фиолетового, синего или черного цвета;
- если сведения о работодателе вносятся впервые, можно использовать специальный штамп;
- нельзя сокращать слова (не относится к аббревиатурам);
- при написании даты в книжке нужно указать дату и месяц, используя по две цифры, а затем год, используя четыре цифры; для титульного листа месяц должен прописываться в буквенной форме;
- каждая запись нумеруется последовательно сквозным методом;
- при использовании всех страниц в книжку в конце вставляется вкладыш;
- если у нанятого работника еще нет трудовой книжки, работодатель оформляет ее на основании предоставленных работником документов в течение недели после приема на работу (среди личных данных указывается также дата рождения). Если сотрудник будет впервые устраиваться на работу в 2021 году, то для него трудовая книжка будет оформляться только в электронном виде;
- из диплома или другого документа данные в трудовую книжку должны переноситься без изменений;
- при приеме на работу сначала нужно вписать название предприятия, а потом делать запись под номером "1".
Если необходимо исправить (изменить) данные в книжке, это также осуществляется по определенным правилам. Персональные или личные данные аккуратно зачеркиваются черточкой, а рядом с ними пишется измененная информация. Для подтверждения внесенных данных нужно на обложке, а именно на обратной ее стороне, указать название документа, из которого взята информация. Эта запись заверяется подписью ответственного лица. Когда сотрудник получает дополнительное образование, данные просто дописываются в соответствующей графе.
Ответственность, если трудовые книжки не ведутся
В Постановлении Правительства РФ от 25.03.2013 г. № 225 в гл. 7 указывается, что ответственность за ведение трудовых книжек (а, значит, и за их отсутствие) лежит на работодателе. При этом дисциплинарную и уголовную ответственность несет конкретное должностное лицо, а материальную - организация работодателя (руководитель, директор или другое ответственное за это лицо).
Согласно ст. 5.27 КоАП РФ ответственность следующая:
- при первичном нарушении предупреждение или штраф на должностных лиц 1 000 - 5 000 руб.; на ИП штраф 1 000 - 5 000 руб.; на юридических лиц штраф 30 000 - 50 000 руб.;
- при повторном нарушении влечет штраф на должностных лиц 10 000 - 20 000 руб. или дисквалификация на 1 - 3 года; на ИП штраф 10 000 - 20 000 руб.; на юридических лиц штраф 50 000 - 70 000 руб.
Если компания нарушит правила ведения трудовых книжек, ее привлекут к административной ответственности. В связи с переходом на электронные трудовые контроль ПФР за соблюдением норм трудового законодательства будет усилен. В целях недопущения ошибок целесообразно отчитываться перед госорганами, формируя отчетность в 1С - в этом случае их количество будет сведено к минимуму.
Остались вопросы? Закажите бесплатную консультацию наших специалистов!