Все проекты English Написать директору Вебинары
Импортозамещение
Выбор региона
Ваш город:Минск
Поиск

Пожарная безопасность и охрана труда в 2020

Время чтения: ~8 мин.

Актуальность проверена: 06 . 10 . 2024

30 января был внесен новый законопроект, ужесточающий административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности на объектах, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска.

Какие организации МЧС проверяет чаще всего? Конечно те, которые посещает большое количество людей, а именно:

  • Медицинские учреждения;
  • Кафе и рестораны;
  • Производственные предприятия;
  • Бизнес-центры;
  • Торговые центры;
  • Детские сады и школы;
  • Детские лагеря;
  • Социальные учреждения с проживанием (пансионаты для пожилых людей и пр.).

Законодательство о пожарной безопасности

Законопроект № 891642-7 предлагает ввести в статью 20.4 КоАП новую часть 2₁, устанавливающую повышенные штрафы и административное приостановление деятельности на срок до 30 суток за повторное нарушение требований пожарной безопасности, пренебрежение которыми ведет к возникновению угрозы жизни или здоровью людей.

В частности, речь идет о нарушениях на объектах защиты, отнесенных к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, выразившихся в неработоспособности или неисправности:

  • источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения;
  • систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
  • противодымной защиты.

Также нарушением считается несоответствие эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.

Повторные нарушения будут грозить штрафами для граждан в размере от 3 000 до 4 000 рублей, для должностных лиц - от 15 000 до 20 000 рублей, для ИП - от 30 000 до 40 000 рублей, для организаций - от 200 000 до 400 000 рублей. Для организаций и ИП также предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до 30 суток.

В правительстве поясняют, что законопроект направлен на пресечение нарушений требований пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей (торговых центрах, кинотеатрах и пр).

Причиной внесения поправок является то, что действующие штрафы для ряда нарушителей - недостаточная мотивация к соблюдению требований пожарной безопасности.

Уже сейчас за нарушение требований промышленной безопасности могут наложить административное наказание на должностное лицо или даже приостановить деятельность на срок до 90 суток. Этот срок исчисляется с момента фактического приостановления деятельности организации/ИП, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, используемых для ведения бизнеса. В срок приостановления засчитывается срок временного запрета деятельности.

Ответственность может быть и уголовной (ст. 219 УК РФ). Она предусматривает возможность наступления наказания при причинении вреда здоровью (тяжкого и особо тяжкого) и может составить до трех лет лишения свободы, в случае смерти — до 7 лет. Дополнительно предусмотрен запрет на занятия определенными видами деятельности.

Чтобы избежать риска приостановления деятельности вашей компании, что приведет к значительным финансовым убыткам, рекомендуем подготовиться к проверке заранее. При этом проверка пожарной безопасности бывает плановой и внеплановой.

Охрана труда

Самый лучший способ подготовиться к проверке заранее –  автоматизировать процесс, связанный с промышленной и пожарной безопасностью, практически исключив при этом человеческий фактор.

Компания Первый Бит помогает своим Заказчикам защититься от штрафов и всегда быть готовыми к проверкам, какими бы неожиданными они бы не оказались, при помощи программного продукта «Охрана труда» компании «Информ Центр».

С какими проблемами чаще всего сталкиваются компании при подготовке к проверке? И как эти проблемы можно избежать – об этом мы расскажем ниже.

Основа всех основ – проверка требований пожарной безопасности. Что включено в это понятие? 

Во-первых, это требования к документации и её актуальном состоянии. Должна обязательно быть инструкция по пожарной безопасности, набор приказов (о назначении ответственного за пожарную безопасность, о порядке и сроках прохождения ПТМ, о месте для курения и т.д.), журналы (о проведении инструктажей, учета огнетушителей, проверки требований пожарной безопасности).

В подсистеме «Пожарная безопасность» при помощи программного продукта «Охрана труда» от «Информ Центр» реализовано два помощника, которые отслеживают состояние информационной базы и в случае обнаружения несоответствий формируют задачи для пользователя, который был назначен ответственным:

  • помощник проверки огнетушителей с истекшим сроком эксплуатации;
  • помощник проверки установленных требований к ответственным за пожарную безопасность.

Во-вторых, проверка знаний требований пожарной безопасности и документирование этого процесса. Как было описано выше, при проверке у вас обязательно запросят журнал проведения инструктажей. Да и в целом, знание сотрудниками основ пожарной безопасности ещё никогда не было лишним.

Но часто процесс проведения инструктажей осложняется тем, что кто-то болел, кто-то не пришел, кто-то был, но не слушал. Но главная цель проведения инструктажей все же – не бумажка, а обеспечение пожарной безопасности.

Для этих целей предназначена подсистема «Обучение», в которой реализованы

  • помощник планирования инструктажей, обучения, стажировок проверки знаний;
  • помощники проведения инструктажей, обучения, стажировок проверки знаний,

функционал которых Данный функционал полностью соответствует целям создания программного продукта по учету и проведению обучения, определенных Постановлением N1/29 от 13 января 2003 г.

Так же стоит отметить, что для  успешной подготовки к проверке надзорными органами МЧС России стоит обратить внимание на вопросы безопасной эвакуации людей при пожаре, в идеале — произвести расчет фактического времени эвакуации. Также необходимо следить за своевременным обновлением плана эвакуации (при его изменении, порче и т.д.), избегать захламления на путях эвакуации.

Немаловажно провести проверку работоспособности систем автоматической противопожарной защиты зданий и помещений. К примеру, в источниках бесперебойного питания автоматических пожарных сигнализаций используются аккумуляторы, которые с течением времени не выдерживают требований, предъявляемых нормами и правилами в области пожарной безопасности, и их необходимо своевременно менять.

Закон суров, но это закон. Поэтому необходимо подготовиться и встречать проверки во всеоружии и всегда получать положительный акт проверки соблюдения требований пожарной безопасности, что мы всем Заказчикам и желаем.

Все вышеперечисленные действия необходимо проводить на регулярной основе. Для наибольшей эффективности процесс мероприятий, связанных с обеспечением охраны труда и промышленной безопасности на предприятии, может быть легко автоматизирован при помощи решения «Охрана труда» от «Информ-Центр», имеющего сертификат «1С:Совместимо».

Стоимость поставки* и самых часто приобретаемых лицензий представлена ниже в таблице:

Цена основной поставки (руб.)

60 000*

Цена 1 доп лицензии (руб.)

10 000*

Цена 5 доп лицензий (руб.)

45 000*

Стоимость указана на 1 февраля 2020 года.

Специалисты компании Первый Бит проведут настройку программы и обучат пользователей. Учитывая, что штрафы могут достигать до 1 миллиона рублей, затраты на автоматизацию – огромный вклад в экономию организации.

При этом не стоит забывать, что охрана труда не ограничивается одной лишь пожарной безопасностью. Комплекс мер по улучшению условий труда и сохранению здоровья работников включает многие разделы и один из них - совершенствование механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Совершенствование и применение механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости включает первоочередные меры законодательного и нормативно-правового регулирования, направленные на модернизацию системы управления охраной труда, а также обязательного социального страхования. Одним из залогов успеха совершенствования и развития является внедрение предупредительной модели управления охраной труда и повышение эффективности профилактических мероприятий в системе обязательного социального страхования, в том числе посредством своевременного выявления ранних признаков профессиональных заболеваний и принятия необходимых профилактических мер.

Предупредительная модель управления охраной труда

Что означает «предупредительная модель»? Она предполагает оценку рисков, идентификацию опасностей и оценку значимости рисков на объекте. Формируя матрицу рисков, специалисты отдела охраны труда смогут точно спрогнозировать место возникновения риска, а значит предотвратить его. С чем могут быть связаны риски? Риск может возникнуть на любом этапе осуществления деятельности работниками предприятия. Необеспеченность спецодеждой, средствами индивидуальной защиты, отсутствие обучения и инструктажей, отсутствие мероприятий, направленных на обеспечение безопасности, отсутствие медосмотров и многое другое – может стать причиной развития рискованных ситуаций.

Но многое из этого можно предотвратить при помощи программы «Охрана труда». Уже большое количество компаний пользуются данной системой и видят положительный эффект от её использования.

Также хотим отметить, что в конце декабря 2019 года был принят Федеральный закон от 27.12.2019 N 451-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда»», целью которого стало совершенствование механизмов формирования и использования данных Федеральной государственной информационной системой учета результатов проведения специальной оценки условий труда. Обращаем внимание, что данным Федеральным законом было установлено требование, согласно которому сведения о планируемой специальной оценке должны быть внесены оценщиком в информационную систему сразу после заключения договора с работодателем о её проведении, то есть до начала ее проведения. Федеральный закон также предусматривает предупредительный механизм защиты прав работников, а именно: мотивирует работодателя к завершению процедуры специальной оценки условий труда, позволяет обеспечить наполнение государственной информационной системы корректными данными о результатах спецоценки и повысить ответственность работодателя и оценочной организации за ее результаты.

В программном продукте «Охрана труда» от «Информ Центр» реализован целый блок, посвященный специальной оценке условий труда. При этом функциональные возможности данного раздела максимально всеобъемлющи. Данные раздел включает в себя:

  • Формирование списка рабочих мест. Возможность автоматического формирования кода рабочего места. Возможность автоматического формирования рабочих мест по штатному расписанию или по основному оборудованию.
  • Автоматическое закрепление сотрудников за рабочими местами.
  • Формирование комиссии для проведения специальной оценки условий труда.
  • Подготовка документации для передачи в организацию проводящую Специальную оценку условий труда.
  • Формирование необходимых печатных документов для проведения специальной оценки.
  • Отражение замеров на рабочих местах (вредных факторов, показателей тяжести и напряженности трудового процесса).
  • Формирования протокола измерений и оценки обеспеченности средств индивидуальной защиты (СИЗ) на рабочих местах.
  • Формирование карт специальной оценки условий труда.
  • Формирование отчета о проведении специальной оценки условий труда, согласно Приказу N 33н от 24 января 2014 г.
  • Формирование декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, согласно Приказу N 80н от 7 февраля 2014 г.
  • Возможность загрузки результатов Специальной оценки условий труда из XML и табличных документов.
  • Контроль сроков проведения Специальной оценки условий труда.
  • Формирование аналитической и статистической отчетности, форма 1-Т.

Также подсистемой формируются все печатные формы, по которым отчитываются организации:

  • Санитарно-гигиенический паспорт рабочего места;
  • Заявка на проведение СОУТ;
  • Перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ;
  • План мероприятий по проведению СОУТ;
  • Приказ о проведении СУОТ;
  • Информация для организации, проводящей СОУТ;
  • Карта СОУТ;
  • Ведомость рабочих мест;
  • Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям;
  • Сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда;
  • Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда;
  • Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда;
  • План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда;
  • Приказ об итогах СОУТ;
  • Приказ о завершении СУОТ;
  • Протокол заседания аттестационной комиссии по результатам СОУТ;
  • Сводная ведомость рабочих мест;
  • Сводная ведомость результатов специальной оценки условий труда;
  • Сводная таблица классов условий труда;
  • Отчет о проведении специальной оценки условий труда;
  • Протокол оценки обеспеченности СИЗ;
  • Протокол о невозможно проведения исследований на рабочем месте;
  • Идентификация вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • График планирования проведения специальной оценки и др.

Автоматизация охраны труда

Таким образом, приобретая систему в целях автоматизации блока Пожарной безопасности, вы автоматизируете и не менее важные разделы охраны труда, такие как: СОУТ, Управление рисками, СИЗ, Мероприятия, Допуски к работе, Электробезопасность, Промышленная безопасность, Медицинские осмотры, Управление документацией и другие.

Для получения консультации по автоматизации охраны труда и бесплатной демонстрации, звоните в офисы компании.

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Нет времени читать? Пришлем вам на почту!

Я даю Согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой Конфиденциальности

Подскажем решение для вашей задачи

Заказать помощь ИТ-специалиста