Бухгалтерский учет в строительной компании отличается от бухгалтерского учета в других видах бизнеса, что связано с тем, как реализуются проекты в строительстве. Каждый проект имеет свои особенности в зависимости от местоположения объекта, природных характеристик местности, объема работ, привлекаемых подрядчиков и множества других факторов.
Поэтому эффективнее вести учет доходов и расходов, материалов, используемой техники, налоговую отчетность и т.д. раздельно по каждому объекту строительства. В ручном режиме это делать проблематично и трудоемко, велика вероятность ошибок. Специализированные программы автоматизируют пообъектный учет, ускоряя документооборот и оптимизируя бизнес-процессы строительной компании.
Основные особенности бухучёта в строительстве
Строительство как отрасль включает в себя деятельность следующих субъектов:
- инвестор;
- заказчик;
- застройщик;
- генподрядчик;
- подрядчики;
- субподрядчики.
К ним добавляются многочисленные вспомогательные службы и подразделения или, напротив, они сами входят в состав более крупных (подрядчик — генподрядчик). Такая сложная структура существенно усложняет бухгалтерский учёт строительства, что повышает необходимость его строгого контроля.
Здесь важно отметить следующее:
- огромная номенклатура используемых материалов. Бухгалтер обязан разбираться во всём этом многообразии;
- высокая материалоёмкость строительства;
- большая трудоёмкость;
- необходимость привлечения сторонних организаций (субподрядчиков) и постоянный контроль за их работой;
- эксплуатация строительной и подъёмно-транспортной техники;
- чётко рекомендованные схемы планирования и составления сметы;
- территориальная разрозненность объектов строительства;
- природная специфика (разный климат, наличие лесопосадок, камней или старых построек на месте стройки, вид почвы, наличие грунтовых вод, мерзлоты и т. д.). Всё это приводит к дополнительным расходам, которые необходимо учесть;
- наличие долгих и затратных подготовительных периодов (согласований, получения разрешений и т. д.);
- разнообразие видов строительно-монтажных работ. В них тоже должен разбираться бухгалтер, в идеале ему вообще следует иметь профильное образование или практику;
- многоступенчатость взаиморасчётов с каждым из контрагентов.
Что важно знать и помнить про бухгалтерский учёт в строительной компании?
Бухгалтерский учёт в строительстве строится на общепринятых нормах, однако есть значительные тонкости:
- используются отраслевые документы и формы (КС-2, КС-3, М-29, М-19, путевые листы, сметы и другие);
- необходимо учитывать гарантийные и страховые удержания;
- нужно вести взаиморасчеты с заказчиками и подрядчиками в разрезе объектов строительства;
- необходим учет по обособленным подразделениям;
- нужно анализировать движение материалов в разрезе объектов и материально ответственных лиц;
- необходимо вести раздельный учет собственных и субподрядных СМР.
Автоматизация пообъектного учета в строительстве
Мы опишем возможности автоматизации учета по объектам строительства на примере функционала программы БИТ.Строительство.
Данная программа состоит из модулей, которые позволяют автоматизировать все подразделения и процессы строительной компании. ПО имеет возможность собирать и хранить данные и информацию по каждому строительному объекту, а также оперативно формировать отчеты и дашборды по самым актуальным данным.
В части пообъектного учета БИТ.Строительство имеет возможность:
- предоставлять оперативную и достоверную отчетность по каждому объекту строительства
- снизить время, затрачиваемое на ввод первичной документации
- вести учет строительных материалов по объектам: от планирования до списания
- сократить расходы на материалы до 20% за счет учета и контроля нецелевого использования и воровства
- уменьшить время на подготовку отчетности и сократить количество ошибок
- вести оперативный управленческий учет и принимать решения на основании достоверных и актуальных данных
Также программное решение автоматизирует бухучет подрядчиков, генподрядчиков, заказчиков и застройщиков, финансовый учет и управление движением денежных средств, расчет заработной платы сотрудникам в том числе начисления по объектам строительства, работу отдела снабжения, учет строительных машин и механизмов, управление проектами, учет недвижимости и аренды помещений.
Как учитывать затраты по объектам строительства быстро и точно? Узнайте из видео, как организовать и автоматизировать учёт в строительной компании и избежать при этом типовых ошибок (методологических и технических).