Правила составления плана счетов ФХД организаций прописаны в приказе Минфина РФ от 31.10.2000 года № 94н. Каждый хозяйствующий субъект обязан утверждать собственный рабочий план счетов. Это легко можно сделать в программах 1С – например, «1С:Бухглатерии».
Рассказываем, как.
План счетов в 1С
Для начала работы необходимо найти план счетов в 1С 8.3. Бухгалтерия. Перейдите во вкладку «Главное».
В подразделе «Настройки» найдите ссылку «План счетов» и дважды кликните по ней левой кнопкой мыши. Откроется окно со стандартным планом, который нужно адаптировать под конкретную организацию.
В столбцах таблицы последовательно указывается код счета, субконто, наименование и вид – активный, пассивный или активно-пассивный. К счетам можно добавлять субсчета 2 и 3 уровней. Для их обозначения можно использовать не только цифры, но и буквы.
Например, к счету 10 «Материалы» можно открыть субсчет 10-01 «Сырье и материалы», а затем субсчет третьего уровня 10-01-И, отражающий импортное производство, или же субсчета 10-01-К и 10-01-Ч, отражающие материалы красного и черного цвета. Важно помнить, что в проводках учитываются только субсчета второго уровня.
Во всех версиях системы 1С:Бухгалтерия предустановлен стандартный, базовый план счетов бухучета. Вы можете приспособить его под особенности своей фирмы, или же создать полностью новый с нуля.
Над таблицей можно увидеть кнопки «Создать», «Журнал проводок» и «Описание счета». Есть два способа добавления новых счетов в план – кнопка «Создать» и копирование уже существующего счета.
В окне создания счета должны быть заполнены все поля, включая наименование и код счета. При установке подчинения не обязательно опираться на иерархию кодов. В оборотно-сальдовой ведомости итоги будут подводиться по коду в целом. Также тут можно установить отдельный флажок «Забалансовый». В таком случае средства этого счета не будут учитываться на балансе предприятия.
Во вкладке «Виды учета по счету» по умолчанию можно выбрать только вариант «Налоговый (по налогу на прибыль)». Категории «Учет по подразделениям» и «Количественный» активизируются только для счетов конкретных типов, к которым применима такая опция – например, счет 10 «Материалы».
Субконто добавляются в зависимости от степени нужности для тех или иных счетов. Так, по расчетному счету для работы с поставщиками и покупателями можно открыть субконто по конкретным договорам или партиям товара.
Чтобы добавить новый счет, нужно навести курсор на любое свободное пространство в данном окне. Далее необходимо кликнуть правой кнопкой мыши. Откроется специальная панель инструментов. Среди доступных опций пользователь выбирает «Создать», «Скопировать» или «Изменить». Вместо контекстного меню также можно использовать кнопку «Еще», расположенную над таблицей, в правой части экрана.
«Журнал проводок» является перечнем прошедших проводок по всем счетам. У каждой операции можно посмотреть документ-основание, корреспондирующие счета, сумму и краткое содержание.
В данном окне есть поиск по дате, документу, счету, по количеству или субконто, а также возможность выбора периода.
Если выделить кликом левой кнопки мыши какую-нибудь строку плана счетов и нажать на кнопку «Описание счета», на экране появится полное описание счета, информация об открытых субсчетах и привязанных субконто.
При открытии нового счета в системе 1С:Бухгалтерия необходимо заполнить описание. Оно должно соответствовать упомянутому в первом абзаце нашей статьи Приказу Минфина РФ.
Кнопка «Печать» позволяет вывести на экран план с детальным описанием счетов в приспособленном для печатного носителя виде. Пользователь может оформить План счетов в качестве приложения к приказу.
Синтетический/аналитический учет
Синтетический учет – совокупность мероприятий для учета имущества и текущих обязательств. Для выполнения стандартных расчетов применяется план счетов с двумя дополнительными знаками в коде, например от 01 до 99.
Аналитический учет позволяет выполнить детальный учет в разрезе лицевых счетов (материалов, работников и ОС). Это продолжение синтетического учета, дополненное натуральными и количественными показателями. Аналитика проводится при помощи субконто, привязанных к синтетическим счетам. Если счет является группировочным, то есть имеет субсчета, то при его создании или редактировании нужно поставить галочку «Счет является группой и не участвует в проводках».
Настройка плана счетов в 1С:Бухгалтерия
Данный процесс позволяет вносить изменения по таким блокам, как:
- учет количества запасов;
- учет товаров в рознице;
- учет расчетов с рабочими.
Учет ДС по расчетным счетам можно дополнить учетом по статьям ДДС. Они включают в себя информацию в разрезе платежных карт, платежных требований, денежных документов и так далее.
Изначально учет запасов ведется только по номенклатуре. Чтобы добавить аналитический учет по партиям (документам поступления) или складам (местам хранения), нужно кликнуть по ссылке в подкатегории «Учет запасов». Не забудьте нажать кнопку «Записать и закрыть», чтобы сохранить изменения.
Для автоматического отображения информации о счетах учета номенклатуры в действующих документах необходимо отметить галочки в соответствующих разделах. Так можно получить максимальную детализацию информации и сразу же проверить правильность всех установленных проводок по тем или иным счетам. Учет запасов по складам стоит включать, если у вас есть несколько мест хранения.
Забалансовые счета в 1С
При помощи забалансовых счетов реализуется учет имущества посторонних компаний, которое временно оказалось в ведении организации. В них же проводят учет списанных дорогостоящих материалов. Для их обозначения применяются трехзначные числовые коды от 001 до 011 или буквенные / буквенно-цифровые обозначения. Забалансовые счета бывают активными, пассивными или активно-пассивными.
Для правильного учета имущества на сбалансированных счетах нужно учесть, что здесь отсутствует двойная корреспонденция. По дебету счета отражается поступление, а по кредиту того же счета – выбытие.
Сервисы, помогающие в работе бухгалтера, вы можете приобрести здесь.
Хотите установить, настроить, доработать или обновить «1С»? Оставьте заявку!