С 1 июля 2020 г. спецрежим для самозанятых разрешили использовать по всей территории России. Теперь компании могут заключать договор с такими физлицами на приобретение товаров, работ, услуг и учитывать расходы при расчете налога на прибыль. Затраты подтверждаются чеком, который самозанятый оформляет и передает клиенту.
Самозанятость в 1 июля 2020 г. - по всей России
С 1 июля субъекты РФ на основании Федерального закона от 01.04.2020 г. № 101-ФЗ вправе вводить на своей территории спецрежим - Налог на профессиональный доход (НПД). Соответственно, региональные органы власти принимают правовой акт, на основании которого в регионе вводится спецрежим, а общий механизм самозанятости основывается на положениях Федерального закона от 27.11.2018 г. № 422-ФЗ.
Если компания или ИП выплачивает доход самозанятому (без статуса ИП), который облагается НПД, то с этой выплаты не нужно:
- удерживать НДФЛ;
- начислять страховые взносы.
В случае, когда компания или ИП приобретает товары, работы, услуги у самозанятого (со статусом ИП или без него), данные расходы можно учесть при расчете базы по налогу на прибыль. При этом нужно, чтобы самозанятый обязательно передал клиенту чек об оплате, сформированный в мобильном приложении "Мой налог".
Чек формируется:
- при расчете наличными или с использованием электронных средств платежа - в момент расчета;
- не позже 9-го числа следующего месяца - при иных формах безналичных денежных расчетов.
Как в 1С:Бухгалтерии 8 отразить расчеты с самозанятыми
Рассмотрим конкретную ситуацию.
ООО "Импульс" заключило с физлицом Медведевым А.С. договор аренды нежилого помещения. Срок договора - с 1 сентября 2020 г. на 7 месяцев. Размер арендной платы - 30 000 руб. Платеж должен быть совершен до 5-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем аренды. Деньги перечисляются по банковским реквизитам счета Медведева А.С.
ООО "Импульс" оплатило аренду за сентябрь 4 октября 2020 г. Медведев А.С. - самозанятый, а потому он сформировал чек этой же датой в приложении "Мой налог" и отправил его на электронную почту арендатора.
Чтобы ООО "Импульс" учла расходы по аренде в 1С:Бухгалтерии, нужно в программе создать новый элемент в справочнике "Контрагенты". Для этого нужно зайти в "Справочники", а затем в "Контрагенты".
Когда указывается ИНН, программа может автоматически провести его сверку с информацией из базы ФНС. Для использования такой возможности нужно поставить флажок "Автоматически проверять контрагентов по ЕГРН" в разделе "Проверка контрагентов". Это делается через раздел "Администрирование", далее "Интернет-поддержка и сервисы". При проведении проверки будет указан статус, есть контрагент в базе ФНС или нет.
Для оформления корреспонденции по арендной плате, т.е. для отражения начисленного дохода в пользу физлица нужно сделать ручную операцию. Для этого нужно зайти в раздел "Операции", далее в "Операции, введенные вручную", затем нажать кнопку "Создать" и выбрать "Операция".
При совершении такого действия в программе формируется корреспонденция:
Дт 26 Кт 76.09 - 30 000 руб. - арендная плата за сентябрь 2020 г.
В случае, когда аренда оплачивается по банковским реквизитам, факт оплаты нужно отразить в разделе "Банк и касса" и далее "Платежные поручения". Также оплату можно оформить документом "Списание с расчетного счета".
Если аренда оплачивается наличными деньгами через кассу, то пользователь заходит в раздел "Банк и касса", далее в "Кассовые документы" и нажимает кнопку "Выдача". При этом оформляется документ "Выдача наличных".
Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться в компанию «Первый Бит» и получить консультацию специалистов.