Все проекты English Написать директору Вебинары
Импортозамещение
Выбор региона
Ваш город:Минск
Поиск

Обязательная маркировка воды

Время чтения: ~7 мин.

Актуальность проверена: 06 . 10 . 2024

На основании Постановления Правительства от 01.03.2021 г. № 292 окончание эксперимента по маркировке упакованной воды было перенесено до 1 июня 2021 года.

Правила и процедура обязательной маркировки питьевой воды регламентированы Постановлением Правительства от 31.05.2021 года № 841.

Планируются следующие этапы:

  • с 01.09.2021 г. — регистрация в системе маркировки;
  • с 01.12.2021 г. — маркировка минеральной воды;
  • с 01.03.2022 г. — маркировка других категорий питьевой воды;
  • с 01.09.2022 г. — передача данных в информационную систему маркировки о розничной реализации товаров;
  • с 01.11.2022 г. — передача информации об обороте маркированной воды (учет по объему и сорту) с применением ЭДО;
  • с 01.03.2025 г. — передача информации об обороте маркированной воды (учет по экземплярам) с применением ЭДО.

Общая информация о маркировке

Маркированные товары проводятся через систему «Честный знак». На ее основе отслеживается весь путь продукции от ее изготовления или импорта до момента реализации потребителю.

Для идентификации применяется цифровой код Data Matrix, который подразумевает двумерный штрих-код — довольно емкий, вмещающий большой объем информации о продукции по сравнению с линейными или QR-кодами.

Выпуск и движение данных кодов контролируется Государственной информационной системой мониторинга товаров (ГИС МТ), а потому их невозможно подделать.

Основными участниками оборота продукции являются ее изготовители, импортеры, дистрибьюторы, оптовики и розничные продавцы. Именно последние выводят маркированную продукцию из оборота.

Главная задача системы маркировки — сделать отечественный рынок прозрачным, а также гарантировать качество и подлинность товаров. Покупатель может через приложение «Честный знак» на мобильном телефоне отсканировать маркировочный код и получить всю информацию о приобретаемой продукции.

Среди продовольственных товаров упакованная вода первая подверглась процедуре маркировки.

Код Data Matrix для бутилированной воды

Код Data Matrix в ближайшее время будет присутствовать на каждой бутылке питьевой воды. Это небольшой квадрат, внутри которого черно-белые квадратные элементы. Код для каждой бутылки свой — своего рода паспорт на каждую единицу товара.

Цифровой маркировочный код состоит из двух частей:

  • код идентификации;
  • код проверки (криптохвост).

В коде в зашифрованном виде включена подробная информация о продукции — страна производства, изготовитель, дата производства, характеристики, срок годности и т.п. Этот код уникален и его невозможно подделать.

В период эксперимента ГИС МТ выдавал коды бесплатно. После ввода обязательной маркировки один код обойдется изготовителю или импортеру в 50 коп. (без НДС). Цена определена на 15 лет.

Оборот маркированной воды

Все участники оборота бутилированной воды должны обмениваться универсальными передаточными документами (УПД) через оператора ЭДО. Перед организацией сотрудничества с оператором нужно изучить предложения от нескольких из них, а затем уже выбирать оптимальные условия.

Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) — предлагает использовать для электронного документооборота бесплатный вариант — ЭДО Лайт. Он сразу же доступен после того, как участник заведет личный кабинет в системе «Честный знак».

Оборот маркированной воды производится так:

  • Изготовитель или импортер заказывает маркировочные коды в ГИС МТ, а после получения наносит их на товар;
  • Изготовитель создает партию товара для отправки оптовому покупателю. При этом создается электронный УПД с проставлением маркировочных кодов бутылок и направляется через оператора ЭДО оптовику. Дополнительно перевозчик получает на руки бумажную копию документа;
  • Оптовик получает продукцию и УПД на нее, сравнивает полученные товары с поступившими документами. Если все верно, подтверждает это в ЭДО;
  • Оптовик формирует новый УПД с маркировочными кодами для реализации воды розничным продавцам и передает его также через ЭДО;
  • Розничный продавец получает продукцию и УПД на нее, сравнивает полученные товары с поступившими документами. Если все верно, подтверждает это в ЭДО;
  • Розничный продавец при продаже воды покупателю сканирует маркировочный код Data Matrix, который указывается в кассовом чеке и направляется вместе со всеми фискальными данными в ОФД;
  • ОФД направляет в систему маркировки данные, что товар исключен из оборота. Товар снимается с баланса розничного продавца, а маркировочный код аннулируется.

Как начать работу с системой маркировки воды

Работа с системой цифровой маркировки выстраивается следующим образом:

  • получается усиленная квалифицированная ЭЦП, чтобы зарегистрироваться в системе «Честный знак» и иметь возможность подписывать электронные документы. Оформить ее нужно в удостоверяющем аккредитованном центре. Если в компании уже есть такая ЭЦП, необходимо уточнить, подойдет ли она для системы маркировки;
  • подключается система ЭДО. Согласно правилам маркировки все действия с маркированной продукцией нужно оформлять только на основании электронных документов. Соответственно, компания должна заключить договор с выбранным оператором ЭДО, перечень которых имеется на сайте ФНС;
  • зарегистрироваться в системе «Честный знак», для чего создается личный кабинет. Договор и остальные документы (например, на выпуск маркировочных кодов) подписываются оформленной ранее усиленной квалифицированной ЭЦП. Если пользователь уже зарегистрирован в системе для продажи иной маркированной продукции (например, сигарет), то повторно проходить регистрацию не нужно. Необходимо будет только в личном кабинете системы «Честный знак» выбрать новую категорию товаров. Для этого пользователь заходит во вкладку с нужной категорией, нажимает кнопку «Подписать договор» и, соответственно, подписывает его;
  • обучить сотрудников, при этом дать подробную информацию о том, как принимать документы в ЭДО, как формировать возвратные документы из-за несогласия с приемом.

Какое оборудование требуется для работы с маркированной водой

Для работы с маркированной водой продавцам необходимо иметь такое оборудование:

  • онлайн-кассу

Как правило, у розничных продавцов она уже есть, а потому нужно только разобраться, как именно ее использовать при продаже маркированных товаров. Возможно, потребуется установить специальное приложение, обновить прошивку или модернизировать аппарат и др. Для продажи маркированной воды необходимо, чтобы онлайн-касса поддерживала функцию печати кассовых чеков с тегом 1162 (код товара);

  • 2D-сканер

Он необходим для считывания маркировочных кодов Data Matrix при продаже товаров покупателю. При покупке новой онлайн-кассы сначала нужно приобрести ККТ, а затем уже — подходящий 2D-сканер, поскольку не все объекты техники могут совмещаться друг с другом. Кроме того, можно рассмотреть вариант покупки онлайн-кассы с встроенным 2D-сканером;

  • терминал сбора данных

Он удобен в тех случаях, когда нужно отпускать товар большими партиями со склада. Данный терминал интегрируется с онлайн-кассой и представляет собой миникомпьютер с собственным программным обеспечением и встроенным сканером штрих-кодов;

  • принтер маркировочных этикеток

Он является необязательным оборудованием, но иногда при розничных продажах все же требуется самостоятельно печатать маркировочные этикетки, например, когда код маркировки утрачен или поврежден, товар возвращен или нужно промаркировать остатки товаров. В данных случаях продавец запрашивает новые коды в личном кабинете на сайте «Честный знак», оплачивает его, получает, распечатывает и клеит на товар.

Способы нанесения маркировки на упакованную воду

Можно использовать следующие способы нанесения маркировки на бутилированную воду:

  • цифровая печать этикеток с маркировочным кодом в типографии

Этот способ весьма эффективный и качественный, но должно соблюдаться условие — в типографии должно быть специальное цифровое оборудование для считывания индивидуального кода на каждую упаковку. На сайте «Честный знак» ЦРПТ разместил перечень таких типографий;

  • нанесение маркировочных кодов на упаковку при изготовлении товара

Этот код указывается при упаковке товара на крышке бутылки чернилами или лазером. Для маркировки необходим струйный или лазерный маркиратор. При этом маркировочные коды Data Matrix наносятся на единицу товара, а линейные коды — на упакованную группу товаров;

  • этикетирование

Этот способ нанесения маркировочных кодов является наиболее простым и надежным, при котором коды Data Matrix печатаются на белых самоклеящихся этикетках, а затем они наносятся на товар. При таком способе используется различное оборудование — термотрансферные принтеры, аппликаторы, принтеры-аппликаторы. Стандартно этикетка приклеивается на крышку каждой бутылки, поскольку потом удобнее считывать данные для получения группового кода. На упаковке товара должно иметься место для наклеивания дополнительной этикетки.

Затем промаркированные бутылки собираются по несколько штук и фиксируются термоусадочной пленкой (спайкой). Групповая камера считывает коды со всех единичных упаковок, затем групповая этикетка с транспортным кодом печатается через принтер-аппликатор и наклеивается. В этом коде указываются все данные о товарах в спайке.

После этого спайки складывают на паллеты, для которых также формируется групповая этикетка. В ее штрих-коде указывается информация о коробах (или спайках), которые уложены на паллету.

Транспортные коды называются кодами агрегирования и представляют собой одномерные штрих-коды ITF-14. Агрегация — механизм группировки товаров в транспортную упаковку разного уровня. В коде агрегирования указываются сведения о коде идентификации каждой единицы товара. При необходимости транспортные коды можно объединить в транспортные коды более высокого уровня. Изготовитель товара сам передает их в ГИС МТ через личный кабинет «Честный знак». Для каждого транспортного кода имеется соответствие только одного кода ТН ВЭД.

Ответственность за оборот немаркированной бутилированной воды

Если производитель не маркирует произведенную бутилированную воду, его накажут такими штрафами:

  • 5 — 10 тыс. руб. должностным лицам;
  • 50 — 300 тыс. руб. юрлицам и ИП.

Если не соблюдаются правила маркировки, а также покупается, продается, перевозится или хранится немаркированная бутилированная вода, штрафы составят:

  • 2 — 4 тыс. руб. физлицам;
  • 5 — 10 тыс. руб. должностным лицам;
  • 50 — 300 тыс. руб. юрлицам и ИП.

Кроме того, за продажу немаркированной упакованной воды на сумму более 1,5 млн. руб. предусмотрена уголовная ответственность.

При отсутствии наименования товара и маркировочного кода в кассовом чеке штрафуют на такие суммы:

  • 1,5 — 3 тыс. руб. должностным лицам;
  • 5 — 10 тыс. руб. юрлицам и ИП.

Сроки ввода процесса маркировки бутилированной воды

Чтобы для участников оборота упакованной воды процесс перехода на обязательную маркировку был плавным и комфортным, он будет проводиться в несколько этапов. При этом сроки ввода процесса маркировки бутилированной воды такие:

  • с 01.05.2021 г. — регистрация изготовителей, импортеров, продавцов, а также подготовка системы к использованию и участников оборота к работе в ней;
  • с 01.09.2021 г. — начало обязательной идентификации минеральной воды;
  • с 01.12.2021 г. — обязательный учет любой другой воды.

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Нет времени читать? Пришлем вам на почту!

Я даю Согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой Конфиденциальности

Статьи на тему Маркировка

Подскажем решение для вашей задачи

Заказать помощь ИТ-специалиста