Все проекты English Написать директору Вебинары
Импортозамещение
Выбор региона
Ваш город:Минск
Поиск

Нарушения по представительским расходам

Время чтения: ~9 мин.

Актуальность проверена: 06 . 10 . 2024

Представительские расходы - обширная статья расходов в бухгалтерском учете многих организаций. В связи с проведением множества операций возможны различные ошибки и нарушения, которые при проверках налоговиками приводят к доначислениям и штрафам.

Что включается в представительские расходы?

В п. 2 ст. 264 НК РФ регламентирован перечень расходов, относимых к представительским при расчете налога на прибыль. По сути, эти расходы - затраты по организации официальных приемов и обслуживанию приглашенных персон, а также расходы на заседания руководящих органов хозяйствующего субъекта.

В представительские расходы часто включают затраты на организацию мероприятия, к примеру, проведение обеда или ужина и пр. Таким образом, мероприятие может проводиться в общественном месте (ресторане, кафе), и при этом главное - иметь подтверждение, что мероприятие имеет деловую направленность.

Важно! Если подтвердить, что мероприятие имеет деловую цель, то в случае потребления алкоголя за ужином его стоимость также можно включить в представительские расходы (письмо Минфина РФ от 22.01.2019 г. № 03-03-06/1/3120).

В представительские расходы разрешено включать и затраты на обслуживание приглашенных персон. К ним относятся конкретные затраты на:

  • транспортировку к месту мероприятия и обратно;
  • обслуживание при осуществлении переговоров;
  • оплату приглашенных переводчиков, если они не входят в штат хозяйствующего субъекта.

Важно! Согласно п. 2 ст. 264 НК РФ к представительским расходам нельзя относить затраты на организацию развлечений и отдыха, профилактику и лечение приглашенных лиц.

Документы, необходимые для оформления представительских расходов

В законах РФ нет четкого списка документов, необходимых для оформления представительских расходов. Однако для подтверждения произведенных затрат необходимо иметь документы, подтверждающие не только факт оплаты, но и деловой характер проводимого мероприятия. Иными словами, на основании документов должно быть понятно, что встреча имела официальный характер с целью проведения переговоров в отношении деятельности компании.

Примерный перечень документов, подтверждающих представительские расходы, можно увидеть в письмах чиновников. К примеру, в Письме Минфина РФ от 22.03.2010 г. № 03-03-06/4/26 указано, что в качестве таких документов могут быть:

  • приказ директора об организации мероприятия и осуществлении необходимых расходов;
  • смета или расчет суммы представительских расходов;
  • первичная документация при приобретении товаров или оплате услуг для проведения мероприятия;
  • отчет о представительских расходах по проведенному мероприятию. В нем фиксируется цель мероприятия, результаты его проведения, размер понесенных представительских расходов.

Важно! Одного авансового отчета с чеками недостаточно для отнесения расходов на представительские. В случае судебного разбирательства суд встанет на сторону налоговиков, если компания не представит полный пакет документов по проводимому мероприятию (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.11.2012 г. по делу № А74-732/2012).

 Специалисты советуют при оформлении отчетной документации избегать формальностей, то есть не указывать одни и те же характеристики проводимых мероприятий. Налоговики могут усмотреть в этом формальность, что поможет им выиграть судебный процесс (Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2016 г. по делу № А66-17120/2015).

Какие бывают нарушения при учете представительских расходов

Компаниям нужно обратить внимание на такие нарушения, которые могут возникнуть при неверном отражении представительских расходов в бухгалтерском и налоговом учете.

Нарушение 1 - Включение в затраты не представительских расходов

После проведения переговоров для организации досуга приглашенных лиц компания устраивает мероприятия неделового характера, например, посещение концерта, экскурсии и т.д. Расходы на подобные мероприятия бухгалтер относит на представительские и уменьшает базу для расчета налога на прибыль.

Или бывает ситуация, когда для проведения крупного представительского мероприятия компания заказывает услугу в сторонней организации. Полная оплата списывается на представительские расходы, а при разбирательстве выясняется, что некоторые затраты нельзя включать, например, расходы на фотосессию, артистов. Вполне вероятно, у налоговиков возникнут возражения по поводу включения абсолютно всех расходов в представительские, и тогда возможны разбирательства.

Важно! Если стоимость каждой услуги сторонней организации можно установить, то в расходы для определения налога на прибыль нужно включить только представительского характера, а развлекательного - исключить. Если такой возможности нет, то есть вероятность, что налоговики посчитают всю сумму как не представительские расходы.

При оформлении документов нужно обращать пристальное внимание на то, что в них написано и в какой формулировке.

Нарушение 2 - Нет списка приглашенных лиц

В законодательстве нет требования о том, чтобы компания указывала в документах, какие приглашенные лица участвовали в переговорах. И в связи с этим из документов не всегда понятно, кто именно участвовал в переговорах, поскольку эта информация зачастую в них не включается.

Однако официальный прием и переговоры предполагает участие таких лиц, а отсутствие их списка может вызвать некоторые подозрения со стороны налоговиков. В этой связи целесообразно список приглашенных людей указать в документации на проведение мероприятия, чтобы было меньше вопросов к отнесению расходов на представительские.

Чиновники сами указывают на то, что такой список нужно предоставлять (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 12.04.2007 г. № 20-12/034115). Что касается судебных разбирательств, то судьи по-разному подходят к решению конфликтной ситуации на таком основании.

Совет! Для исключения вероятности разбирательства лучше всего указать в документации список приглашенных лиц, а также наименования компаний, представителями которых они являются.

Нарушение 3 - Расходы на чаевые

Иногда сотрудники компании при проведении официального мероприятия расходуют средства на чаевые обслуживающему персоналу. Затем организация компенсирует им такие затраты и относит их на представительские расходы. Они не подтверждаются никакими документами, но вместе с тем отражаются в авансовом отчете.

 Компания нарушает законодательство в части отнесения расходов на представительские, поскольку согласно ст. 252 НК РФ они должны иметь документальное подтверждение. Кроме того, чаевые не входят в состав представительских расходов и их нельзя учитывать как затраты на проведение мероприятия.

Важно! Исключением в этом случае являются чаевые, которые автоматически включены в счет.

 У компании может возникнуть проблема не только по налогу на прибыль, но и по НДФЛ и страховым взносам. Налоговые органы могут посчитать чаевые доходом, который подлежит обложению НДФЛ и взносами.

Нарушение 4 - Расходы на подарки

Распространена практика, когда принимающая сторона вручает приглашенным лицам какие-либо подарки. В этом случае компания относит их стоимость на представительские расходы, хотя это является нарушением законодательства. Согласно п. 16 ст. 270 НК РФ, если имущество передается безвозмездно, то такие расходы не являются расходами, которые можно было бы учесть при налогообложении.

В этой ситуации есть исключение - если компания дарит подарки, на которые нанесена ее символика. Тогда организация может обосновать целесообразность вручения подарков и расходы отнести на представительские. Этой же позиции придерживаются и чиновники, о чем, например, указано в письме УФНС по г. Москве от 30.04.2008 г. № 20-12/041966.2.

Внимание! В данном случае подарки относятся на представительские, а не рекламные расходы, поскольку они вручаются приглашенным лицам и в рамках официального мероприятия.

Разделение расходов на рекламные и представительские необходимо потому, что для них различается норматив при налогообложении прибыли. Для расходов рекламного характера (в виде подарков) он составляет 1% от выручки от реализации, а для представительских расходов - 4% от затрат на оплату труда.

При вручении подарков перед компанией встает вопрос не только в части налога на прибыль, но и НДС. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ безвозмездная передача имущества считается реализацией в целях обложения НДС, причем вне зависимости от того, имеется на ней фирменная символика или нет. Исключением при этом является вручение подарков стоимостью не дороже 100 руб. за единицу, содержащих фирменную символику. На основании пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ такая безвозмездная передача подарков освобождается от обложения НДС.

Совет! Перед вручением подарков следует убедиться, что у компании не возникает обязанности по начислению НДС.

Нарушение 5 - Расходы на оплату билетов и гостиницы

Компания может взять на себя обязанности по оплате проезда и проживания приглашенных лиц, даже если они приезжают не только из другого города, но даже страны. К таким расходам часто относятся билеты на транспорт (самолеты или ж/д поезда), оплата гостиницы, визы. Далее компания учитывает эти расходы в качестве представительских, но правомерно ли это?

 Нет возможности ответить на этот вопрос однозначно, поскольку все же существуют некоторые риски. Чиновники говорят о том, что расходы на проживание приглашенных лиц, оформление виз или покупку билетов нельзя учитывать как представительские и на их основании уменьшать базу по налогу на прибыль. Их мнение основано на том, что такие расходы не указаны в п. 2 ст. 264 НК РФ.

Что касается судебной практики, то варианты решений по разбирательству могут быть разными. Например, некоторые суды считают, что расходы на проживание могут приниматься в качестве представительских, если они произведены в рамках банкетного обслуживания приглашенных лиц (Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 28.07.2016 г. № 02АП-5191/2016 по делу № А82-15075/2015).

Получается, что при отнесении затрат на оплату проезда и проживания приглашенных лиц на представительские расходы компания может вступить в конфликт с налоговиками. Если будет судебное разбирательство, суд может встать на сторону налогоплательщика, хотя такой исход дела не гарантирован.

Кроме разбирательств по налогу на прибыль такая ситуация грозит и претензиями со стороны налоговиков в части НДС и НДФЛ. НДС может быть доначислен в связи с тем, что вычет входного НДС могут посчитать незаконным (если он был заявлен ранее). В части НДФЛ налоговая инспекция может посчитать, что у физлица возник доход в натуральной форме, и его нужно включить в базу для обложения НДФЛ.

Нарушение 6 - Расходы сверх норматива

Если компания учитывает расходы как представительские в целях расчета налога на прибыль, то она должна обращать внимание на установленный норматив - 4% от затрат на оплату труда.

Нарушений в плане норматива представительских затрат не так много, однако зачастую ошибки обнаруживаются при определении базы для расчета этого норматива. К примеру, если в компании формируется резерв на оплату отпусков, то такие отчисления должны включаться в базу для расчета норматива представительских расходов (п. 24 ст. 255 НК РФ). Соответственно, организация занижает норматив и учитывает представительские расходы в меньшем объеме, чем могла бы. Такая ситуация не грозит штрафными санкциями для налогоплательщика, но предполагает более высокую налоговую нагрузку.

Если компания превышает норматив по представительским расходам, то у нее возникают риски по НДС. На основании п. 7 ст. 171 НК РФ сумма вычета по входному НДС по представительским расходам напрямую зависит от норматива по ним. Налогоплательщик может заявить вычет только по той части представительских расходов, которая учтена при налогообложении.

Принцип разумности при учете представительских расходов

При оформлении представительских расходов необходимо учитывать принцип разумности учета таких затрат в целях расчета налога на прибыль.

К примеру, если деловые встречи проводятся поздно вечером в ресторанах, в чеки включено большое количество спиртных напитков, в отчете по представительским расходам обозначена общая формулировка целей и результатов встречи, у налоговиков могут возникнуть определенные подозрения.

Они будут касаться того, что за представительскими расходами компания пытается скрыть затраты на личный досуг руководителя, хотя вроде все формальности соблюдены: расходы оформлены документально, есть отчет о представительских расходах с указанием целей и результатов мероприятия, алкоголь можно учитывать в расходах.

Иногда споры возникают из-за проведения переговоров не на территории РФ, а на заграничных курортах. Формально место проведения мероприятия не ограничено территорией России, наоборот, в налоговом законодательстве сказано - "независимо от места проведения мероприятий". Однако риск того, что налоговики начнут детально разбираться в ситуации, все же есть.

В подобных случаях у налогоплательщиков могут возникать налоговые риски, поскольку с большой долей вероятности ИФНС признает указанные представительские расходы необоснованными. И в этой ситуации имеются риски не только по налогу на прибыль, но также по НДФЛ и страховым взносам.

Практика судебных разбирательств показывает, что иногда суды принимают сторону налогоплательщиков, однако не все хозяйствующие субъекты готовы отправляться в суд для разрешения конфликтной ситуации с налоговой инспекцией. Кроме того, некоторые компании и вовсе не учитывают сомнительные расходы в качестве представительских, хотя и могли это сделать, а потому фактически увеличивают базу для расчета налога на прибыль, повышают свою налоговую нагрузку и дарят деньги в бюджет.

Для уменьшения налоговых рисков необходимо делать следующее:

  • оформлять протоколы деловых встреч, в которых подробным образом расписывать все моменты по целям переговоров и достигнутым результатам;
  • формировать списки приглашенных лиц, а также наименования компаний, принимающих участие в официальном мероприятии;
  • проверять соответствие количества человек, указанных в договоре на организацию деловой встречи, фактическому числу участников мероприятия (этот момент особенно важен при ресторанном обслуживании, в котором указывается число обслуживаемых лиц);
  • контролировать оформляемые документы, чтобы в них не включалась информация о проведении развлекательных мероприятий, к примеру, избегать слов концерт, бассейн, артисты, баня, экскурсия и т.д.

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Нет времени читать? Пришлем вам на почту!

Я даю Согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой Конфиденциальности

Подскажем решение для вашей задачи

Заказать помощь ИТ-специалиста