С 2021 года юрлица и ИП, применяющие ЕНВД, должны будут выбрать другой режим налогообложения, поскольку "вмененка" будет отменена. В связи с этим им придется вести Книгу учета доходов и расходов (КУДиР), например, при выборе УСН. В статье мы рассмотрим пример ведения книги учетов расходов и доходов в 1С.
Что такое - КУДиР?
КУДиР - это книга, в которой записывается информация по доходам и расходам. Она необходима для определения налогооблагаемой базы, по которой будет рассчитываться налог.
Книга учета имеет унифицированную форму, а правилами заполнения установлено, что ее можно формировать как в бумажном, так и электронном виде. Во втором случае по окончании отчетного периода книгу необходимо обязательно распечатывать, пронумеровывать и прошнуровывать, а также заверять подписью руководителя и печатью компании (при использовании).
КУДиР не нужно сдавать в налоговую инспекцию, однако если ИФНС запросит ее - налогоплательщик обязан предоставить документ. В случае нарушения правил работы с КУДиР налогоплательщика ждут штрафные санкции:
- если книга не предоставлена по требованию ИФНС - штраф 200 руб. по ст. 126 НК РФ;
- если книга не предоставлена в ходе выездной налоговой проверки - штраф 10 000 руб. по ст. 120 НК РФ;
- если книга не предоставлена по запросу ИФНС в течение 1 года - штраф 30 000 руб. по ст. 120 НК РФ;
- если налоговики докажут, что неправомерные действия налогоплательщика привели к занижению базы, - штраф 20% от суммы налога, но не менее 40 000 руб., по ст. 120 НК РФ.
Чтобы всегда иметь под рукой сформированную КУДиР, целесообразно заполнять ее в 1С:Бухгалтерии. При необходимости документ всегда можно распечатать и представить по требованию налоговой инспекции.
Книга учета доходов и расходов в 1С:Бухгалтерии
Прежде чем заполнять КУДиР в 1С:Бухгалтерии, нужно проверить настройки учетной политики в программе. Для этого необходимо зайти в раздел "Главное", затем в пункт "Налоги и отчеты" и далее выбрать организацию. Необходимо на вкладке "УСН" в разделе "Порядок признания расходов" поставить флажок "Получение дохода (оплаты от покупателя)".
Если этого не сделать, т.е. раздел "Порядок признания расходов" будет не активным, то в поле "Объект налогообложения" будет стоять неверное значение. В нем должно стоять "Доходы минус расходы". И только в этом случае есть возможность внести уточнения в дополнительные параметры порядка признания расходов.
Кроме того, пользователю предоставляется возможность настроить вывод печатной формы КУДиР, которая находится в самой книге. Для входа в книгу нужно зайти в раздел "Отчеты", затем выбрать раздел "Отчеты по УСН" и пройти по ссылке "Книга доходов и расходов УСН".
Когда пользователь нажимает кнопку "Показать настройки", он может поставить флажки по необходимым параметрам для отображения книги при печати.
Необходимо обратить внимание на верхний параметр "Выводить расшифровки". Ели он активирован, то в КУДиР будет указываться детальная информация до начального документа по любой позиции дохода или расхода. Другие параметры устанавливают интерфейс книги.
Форма КУДиР выглядит следующим образом:
Чтобы заполнять ежемесячную книгу учета доходов и расходов в 1С нужно нажать кнопку "Сформировать". Книга относится к регламентированной отчетности, обязательной к заполнению. При формировании отчета нужно заполнить разделы, включающие такую информацию:
- доходы и расходы с поквартальным пересчетом за весь отчетный период;
- расходы по основным средствам и нематериальным активам;
- сведения по расчету суммы убытков;
- информация по суммам, уменьшающим налогообложение.
В программе 1С:Бухгалтерия КУДиР заполняется автоматически на основании документов о поступлении и реализации. При этом документ по реализации попадает в книгу только после того, как будет оплачен выставленный счет-фактура. Кроме того, информация в КУДиР формируется только после того, как пользователь выполнит регламентированную операцию "Закрытие месяца".
Возможна ситуация, когда пользователю нужно исправить сведения для формирования правильной КУДиР. Для этого используется документ "Запись книги доходов и расходов УСН", который находится в разделе "Операции" и далее в "УСН".
Чтобы сформировать новый документ, нужно нажать кнопку "Создать", и тогда откроется нужна форма.
Этот документ нужен, когда необходимо скорректировать информацию в различных разделах, например, по доходам и расходам, по ОС и НМА. Если учет ведется по нескольким компаниям, то в шапке документа будет поле для выбора соответствующей организации. После проведения документ о внесенных корректировках отразится в КУДиР.
Остались вопросы? Или нужна помощь в настройке книги учета доходов и расходов в 1С? Закажите консультацию наших специалистов!