Все проекты English Написать директору Вебинары
Импортозамещение
Выбор региона
Ваш город:Минск
Поиск

Комиссионная торговля в 1С: Бухгалтерии – учёт у комитента

Время чтения: ~3 мин.

Актуальность проверена: 04 . 10 . 2024

Поскольку рынок предлагает множество товаров, компании всё чаще обращаются к комиссионной торговле. Без неё сложнее реализовать весь товар, а небольшой розничной компании может быть непросто закупить его в нужном объёме из-за недостатка оборотных средств. В результате ведение комиссионной торговли приносит выгоду обеим сторонам – и комитенту, и комиссионеру. Для оформления такой сделки используется договор комиссии – в нём фиксируются как права, так и обязательства каждой стороны. Далее будет рассказано о том, как при ведении комиссионной торговли учитывать её операции у комитента через 1С: Бухгалтерию.

В первую очередь следует настроить программу. Для этого отправьтесь в раздел «Администрирование», далее перейдите во вкладку «Функциональность», а оттуда в «Торговлю». Здесь нужно поставить галочку как показано на скриншоте ниже. Когда программа будет настроена, в разделе «Продажи» вы сможете найти новый документ под названием «Отчёт комиссионера (агента) о продажах». Ещё станет доступным новый вид договора с контрагентами, его название – «С комиссионером (агентом) на продажу».

Далее следует научиться отражать передачу товара агенту. Правообладателем после заключения комиссионной сделки останется комитент, потому оформлять передачу нужно с помощью проводки Дт 45.01 Кт 41.01. Для её формирования в программе 1С: Бухгалтерия перейдите в раздел «Продажи» и создайте там документ «Реализация». Договор с комиссионером отвечает за то, чтобы операция была правильно отражена.

Выбрать необходимо не только вид договора, а ещё и способ расчёта вознаграждения агента, закреплённый в этом договоре. Доступно несколько видов:

  • процент от суммы продажи;
  • от разности сумм;
  • без расчёта.

В примере выбран первый вариант. Чтобы было проще вести расчёт, выставьте 10% и сохраните договор.

Теперь стоит вернуться к документу «Реализация». Выберите в нём номенклатуру «Товары» и проверьте счета учёта – после этого можно проводить документ. Оформить состоявшуюся передачу товара комиссионеру нужно будет и документально: для этого распечатывается накладная ТОРГ-12 при помощи кнопки «Печать».

После того, как товар будет продан покупателю, и комиссионер пришлёт отчёт об этом, нужно на основе документа «Реализация» ввести «Отчёт комиссионера (агента) о продажах».

На скриншоте сверху открыта вкладка «Главное» этого документа. На этой вкладке перейдите по гиперссылке и замените 62.01 на 76.09.

Проданные товары будут отображаться во вкладке «Реализация», там же можно посмотреть дату счёта-фактуры. Отмеченные на скриншоте далее сведения будут заполнены автоматически.

Если часть товаров так и осталась не проданной, и агент их намерен вернуть, это нужно отразить во вкладке «Возвраты».

Выплаты агенту от покупателя отмечаются в следующей вкладке – «Денежные средства». Последняя вкладка может использоваться для указания получателя и отправителя груза, если они не совпадают с покупателем и поставщиком.

При проводке документа произойдёт движение по целому ряду счетов:

  • На сумму себестоимости проданных товаров – Дт 90.02.1 Кт 45.01.
  • Выручки – Дт 76.09 Кт 90.01.1.
  • НДС от продажи – Дт 90.03 Кт 68.02.
  • Комиссионного вознаграждения с НДС – Дт 60.01 Кт 76.09
  • Его же без НДС – Дт 44.01 Кт 60.01
  • НДС с вознаграждения – Дт 19.04 Кт 60.01.

Комиссионер выпишет счёт-фактуру за свои услуги. Его следует зарегистрировать во всё том же отчёте комиссионера.

Печать счёта-фактуры проводится из раздела «Продажи», где можно найти подраздел «Счета-фактуры выданные». Он будет отображён в Книге продаж.

Для проверки задолженности комиссионера формируется сальдово-оборотная ведомость как на следующем скриншоте.

Следует завершающий этап сделки: выявляется разница между суммой продажи и средствами, причитающимися комиссионеру. В рассматриваемом случае проще всего будет, опираясь на отчёт комиссионера о продажах, ввести документ поступления денежных средств как на следующей картинке.

Выполняется проверка счёта расходов, после которой останется лишь провести документ. Учёт у комитента проведён, всё оформлено в точном соответствии с правилами.

Остались вопросы? Закажите бесплатную консультацию наших специалистов!

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Нет времени читать? Пришлем вам на почту!

Я даю Согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой Конфиденциальности

Подскажем решение для вашей задачи

Заказать помощь ИТ-специалиста