В 1С:ЗУП 8 можно вести не только кадровый и зарплатный учет. В программе имеются разнообразные возможности, в т.ч. и для отражении информации по охране труда.
Автоматизация охраны труда
Каждый работодатель должен создать условия труда, соответствующие нормам и требованиям законодательства. Они должны быть безопасными для сотрудников согласно нормами и положениям Постановления Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 г. № 1/29, Разделу X Трудового кодекса «Охрана труда», Закону от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ о спецоценке.
Программа 1С:ЗУП 8 КОРП позволяет работодателям автоматизировать часть процессов, к примеру, по:
- планированию и учету инструктажей и тренингов по ОТ;
- оценке условий труда и формированию документов по ней;
- анализу и расследованию несчастных случаев в компании.
Кроме того, пользователь программы может через раздел самообслуживания:
- проверять информацию, касающуюся лично его (график работы, количество дней отпуска и т.д.);
- уведомлять работодателя о причинах отсутствия на рабочем месте;
- представлять новые сведения, если они поменялись;
- подавать заявления на отпуск;
- подавать запросы на справки;
- регистрироваться на тренинги.
Доступ к информационной базе можно настроить в зависимости от функциональных потребностей — для кадровика, бухгалтера, руководителя, рядового сотрудника будут доступны разные разделы.
Ответственность при нарушениях по охране труда
Работодатели несут ответственность за нарушения по охране труда на основании ст. 5.27.1 КоАП РФ:
Нарушение |
Штраф |
Нарушение нормативов по охране труда (ч. 1) |
до 80 тыс. руб. |
Нарушение порядка проведения СОУТ, ее непроведение (ч. 2) |
до 80 тыс. руб. |
Допуск сотрудника к работе без прохождения обучения и проверки знаний по ОТ, а также без прохождения медосмотра (ч. 3) |
до 130 тыс. руб. |
Необеспечение сотрудников СИЗ (ч. 4) |
до 150 тыс. руб. |
Нарушение совершается повторно (ч. 5) |
до 200 тыс. руб. |
Производственные факторы в 1С
В 1С имеется классификатор вредных и опасных производственных факторов. Он представляет собой перечень факторов с их описанием, а также периодичность прохождения медицинских осмотров и психиатрического освидетельствования.
Кроме того, в 1С есть классификатор работ, при которых работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры. Пользовать может по каждому виду работы указать необходимую информацию, например, какой медосмотр.
Через программу 1С специалист по ОТ:
- отслеживает рабочие места, по которым имеются вредные или опасные факторы или виды работ;
- контролирует своевременность прохождения работниками медосмотров, а также наличие у них противопоказаний по результатам таких осмотров;
- оформляет направления на медосмотр и регистрирует заключения по ним.
В программе предусмотрены такие виды медосмотров как предварительные и осмотры работников на местах с вредными или опасными факторами и видами работ.
Кадровик создает документ «Направление на медосмотр» и распечатывает его — это делается через документы «Решение о приеме на работу» или «Решение о кадровом переводе».
Оценка условий труда в 1С
В 1С есть отчеты, чтобы анализировать условия труда:
- «Рабочие места, подлежащие СОУТ»;
- «Результаты СОУТ».
Специалист по ОТ может использовать журнал «Спецоценка условий труда». В нем есть все виды документов, а при необходимости можно регистрировать события в списках документов:
- «Декларация соответствия СОУТ»;
- «Подготовка к СОУТ»;
- «Результаты СОУТ».
Как учитывать несчастные случаи
Регистрация несчастного случая связана с оформлением таких документов как:
- «Несчастные случаи на производстве»;
- «Протоколы опроса участников несчастного случая»;
- «Последствия несчастных случаев».
Эти документы содержатся в журнале «Несчастные случаи».
В этих документах указываются степень травмы, характер повреждений, вид и дата несчастного случая, ФИО и стаж сотрудников, их рабочие места, сведения о СОУТ, участники комиссии, обстоятельства расследования происшествия, сведения протокола осмотра и заключения. При необходимости документы распечатываются из 1С.
Внимание! Для обеспечения мобильного взаимодействия сотрудников и бухгалтерии по кадровым вопросам был запущен сервис 1С:Кабинет сотрудника.
В личном кабинете через интернет сотрудники смогут получать расчетные листки, справку 2-НДФЛ и другие документы, и в свою очередь сотрудники могут отправить заявление на отпуск, уведомление об отсутствии, авансовый отчет, больничный в электронном виде.