Любая компания, деятельность которой связана с большим оборотом ТМЦ – будь то сфера производства или торговли – должна производить процедуру списания товаров. Автоматизация бухгалтерского учета с помощью программы 1С, позволяет выполнить операцию по списанию быстро и без проблем. В данной статье мы подробнее рассмотрим процедуру и варианты списания ТМЦ со склада в программе 1С, а именно рассмотрим последовательность работы в 1С:ERP Управление предприятием 2 (далее 1С:ERP).
Причины списания ТМЦ
Наиболее часто встречающиеся на практике причины списания:
- Порча товаров/выявленная недостача. Когда возникает необходимость списания потерянного или испорченного товара, а сумму списания необходимо сделать как вычет с соответствующих материально-ответственных лиц, следует использовать специальную функцию «Списание недостач товаров».
- Передача ТМЦ внешним контрагентам безвозмездно либо списание их на внутреннее использование (для нужд организации и на производство). Для списания товаров на внутреннее использование применяется конфигурация 1С: Бухгалтерия 3.0, специальный документ «Требование-накладная». Кроме того, к списанию подлежат товары, передаваемые внешним контрагентам (подарки, рекламные материалы со склада и прочее).
Операции по передаче ТМЦ внешним контрагентам раньше оформлялись документами, где сумма продажи ТМЦ равнялась нулю (например, в конфигурации 1С УПП).
- Списание товарно-материальных ценностей в эксплуатацию. Когда происходит списание ТМЦ, то материалы, переданные в эксплуатацию, снимаются с учета и числятся на забалансовом счете. При этом стоит помнить, что окончательно списать их (либо вернуть обратно на баланс) можно только при составлении соответствующих документов.
Как списать недостачу ТМЦ в 1С
После того как в ходе инвентаризации, либо пересчета ТМЦ была выявлена порча товара, либо его недостача на складе, его нужно списать на потери. Чтобы отразить операцию по списанию ТМЦ в программе 1С ERP, используют функцию «Списание недостач товаров».
Для формирования нового документа открываем «Склад и доставка», заходим в подраздел «Излишки, недостачи и порчи товара», выбираем на панели списка вариант «Создать/Списание недостач товаров»
В новом документе нужно заполнить следующую информацию:
- наименование организации, кому принадлежат списываемые ТМЦ;
- статья расходов, на которую будут списывать выбранные товарно-материальные ценности;
- перечень товаров, подлежащих списанию на потери.
Основным полем документа, который отображает регламентированный и управленческий учет, является статья расходов. На уровне статьи расходов происходит настройка всех требуемых правил и условий отображения операций на счетах, типов аналитики, способов распределения и прочих значимых показателей учета.
Списание ТМЦ на расходы в 1С
Данная операция производится путем формирования документа в разделе «Внутреннее потребление товаров/Списание на расходы». Именно она отражает цели внутреннего потребления ТМЦ (подарки, рекламная продукция, картриджи, канцелярские принадлежности и т.д.). С помощью этого документа также совершаются операции, связанные с формированием дополнительных расходов, которые впоследствии будут включены в первоначальную стоимость основных средств.
Для того, чтобы создать новый документ, нужно в подсистеме «Склад и доставка» выбрать «Внутренние документы (все)» и нажать «Создать». В выпавшем списке команд выбрать «Внутреннее потребление товаров», а затем «Списание на расходы».
Повторимся, что в других конфигурациях программы 1С аналогичным документом является «Требование накладная».
Статья расходов в данном документе, в отличие от списания недостач указывается построчно. Кроме того, здесь можно уточнить на какой счет будет списываться ТМЦ.
По остальным параметрам данный документ схож с документом по списанию продукции, но есть у них и некоторые отличия. Так, например, существует определенное ограничение применения документа списания для целей формирования стоимости основных средств, для производственных нужд и т.д.
Стоить помнить о том, что списать бракованный товар с последующей утилизацией или потерянный можно только оформив «Списание недостач товаров».
В прочих случаях ТМЦ списываются с помощью отдельного документа «Внутреннее потребление товаров/Списание на расходы».
Передача ТМЦ в эксплуатацию
Передать ТМЦ в эксплуатацию можно, используя уже ранее рассмотренный документ «Внутреннее потребление товаров». Однако в данном случае вид операции будет другой – «Передача в эксплуатацию».
Процедура оформления с документом (создание, заполнение, формирование) будет идентична той, что мы рассмотрели выше. Однако, выбирая хозяйственную функцию «Передача в эксплуатацию» мы видим, что для заполнения становятся доступны следующие поля:
- материально-ответственное лицо;
- категория эксплуатации.
С того момента, как документ будет отражен в учете, произойдет списание выбранных ТМЦ, а их дальнейший учет будет отображаться на забалансовом счете МЦ.04.
Выводы
Программа 1С ERP, в отличие от других конфигураций программы 1С обеспечивает охват всех бизнес-процессов в производственных компаниях за счет большого количества разнообразных инструментов для списания товарно-материальных ценностей.
Для успешной работы с программой пользователь должен обладать знаниями правил и особенностей настройки статей расходов, понимать принципы отражения операций в регламентированном и управленческом учете, знать все возможности системы.