Все проекты English Написать директору Вебинары
Импортозамещение
Выбор региона
Ваш город:Минск
Поиск

Автоматизация учета по МСФО

Время чтения: ~4 мин.

Актуальность проверена: 06 . 10 . 2024

МСФО (Международные Стандарты Финансовой Отчетности) - это перечень документов и стандартов, регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия решений в отношении деятельности компании. МСФО применяют крупные компании с участием иностранного капитала или заемных средств, планирующие выход на внешние рынки, банки, страховые компании, иностранные инвесторы, компании, представленные на фоновых рынках.

МСФО, как бухгалтерская и налоговая отчетность, включает баланс, отчет о прибылях и убытках, отчеты о движении денежных средств и капитала, однако в отличие от регламентированной отчётности, основывается на общих рекомендациях, а не жестко регламентированных правилах. Главная задача МСФО - показать реальную картину о финансовом состоянии компании.

Зачем компании внедряют МСФО?

МСФО.jpg

  • С 2012 года введение МСФО стало обязательным требованием к банкам, кредитным организациям, страховым компаниям и другим предприятиям, если их ценные бумаги представлены на фондовых биржах;
  • Отчетность по международным стандартам часто требуется при заключении договора с зарубежными партнерам или поставщиком как подтверждение благонадежности и платежеспособности компании;
  • МСФО помогает оценить стоимость и ликвидность предприятия, например, при слиянии компаний;
  • МСФО позволяет видеть реальную дебиторскую и кредиторскую задолженность с учетом сроков оплаты. Например, в МСФО дебиторская задолженность возникает на дату заключения договора или осуществления расчётов, тогда как в РСБУ дебиторская задолженность отражается на дату реализации продукции. 
  • Внедрение МСФО позволяет упорядочить и упростить сбор данных, которые часто ведутся в разных файлах и программах.

Несмотря на очевидные преимущества, компании не готовы переходить на ведение учёта по международным стандартам, это вызвано рядом причин:

  • Отсутствие специалиста по ведению МСФО в штате компании. Этот сотрудник должен не только хорошо знать общие принципы, но и суметь создать собственные отчеты под цели компании.
  • Отсутствие единых регламентов. Поскольку международная отчетность – это свод правил, а не готовая инструкция к действию, каждая компания выстраивает отчетность с учетом своей специфики.
  • Низкий уровень подготовки специалистов по МСФО. Чаще всего специалистами по МСФО являются выходцы из крупных аудиторских или консалтинговых компаний, таких как: KPMG, Бейкер Тилли, Капитал, Ernst&Young.
  • Неготовность компаний к временным и финансовым затратам на внедрение МСФО

 

С чего начать внедрение системы учета по МСФО в компании?

  • Найдите специалиста или команду сотрудников, которые не только понимают принципы МСФО, но и способны выстроить международную отчетность на вашем предприятии;
  • Обозначьте цели и задачи: для чего вы внедряете МСФО, какие отчеты будут нужны для работы;
  • Автоматизируйте учет. Выберите программный продукт, который позволяет вести отчетность по международным стандартам и подрядчика.
  • Составьте график внедрения: сроки и промежуточные результаты.

Существует 2 основных метода переноса данных РСБУ (российские стандарты бухгалтерского учета) в систему МСФО. Трансляция, или метод онлайн-переноса, который основан на автоматизированном переносе данных из РСБУ в МСФО и трансформация – составление отчётности по МСФО вручную на основе данных из РСБУ. Возможно, использование метода трансляции потребует определённых затрат, он упростит и ускорит внедрение МСФО на предприятии. Кроме этого, удобно использовать текущий план счетов и адаптировать его под требования МСФО. Это поможет бухгалтерам быстрее подстроиться под требования международных стандартов, а также упростит сопоставление разных планов счетов, или картой переноса данных.

 

Какие программы позволяют вести учет по МСФО?

В России наиболее распространены системы учета по МСФО, реализованные на платформе «1С: Предприятие». К ним можно отнести: «1С:Управление Холдингом 8», «1С:ERP», «1С:Бухгалтерия КОРП МСФО», «БИТ.Финанс».

Давайте кратко рассмотрим каждую из этих систем:

  • «1С:Управление Холдингом 8»  и «1С:ERP». Несмотря на то, что эти конфигурации относятся к классу ERP и на первый взгляд имеют схожий функционал, однако инструменты ведения учёта в них существенно отличаются. «1С:Управление Холдингом 8»  позволяет формировать консолидированную отчётность и настроить интеграцию со сторонними учётными системами, что позволяет формировать отчеты путём запроса и обработки данных из внешних баз, а не их ввода.  «1С:ERP»  ограничена единой информационной базой, доступ к которой реализован для всех участников, что обеспечивает гибкость работы пользователей и возможность более глубокой аналитики.  Считается, что «1С:Управление Холдингом 8» преимущественно решает задачи бухгалтерского, управленческого учёта и финансового планирования, а «1С:ERP»   включает в себя работу с учётно-аналитическими данными о торговой и производственной деятельности компании.
  •  «1С:Бухгалтерия КОРП МСФО» появился на рынке в 2017 году. Функционально, решение встраивается в типовую 1С:Бухгалтерию и позволяет вести учёт по МСФО разными способами, как параллельно, так и путём трансляции данных. Подходит для небольших компаний.
  •  «БИТ.ФИНАНС» - собственная разработка компании Первый Бит, партнёра фирмы «1С». Важное преимущество продукта заключается в его модульности: нет необходимости приобретать отдельную программу для ведения учёта по МСФО, достаточно приобрести модуль в текущую учётную систему. Программа интегрируется с продуктами: 1С:Бухгалтерия, 1С:ERP, 1С:Комплексная автоматизация, 1С:Управление Производственным Предприятием, что существенно облегчает и ускоряет внедрение. В программе уже есть преднастроенная модель ведения учёта по бюджетированию. Есть возможность вести как параллельный учёт, так и использовать метод переноса данных (мэппинг). Следует отметить, что «БИТ.ФИНАНС» не является самостоятельным программным продуктом, охватывающим все области учёта на предприятии, как «1С:Управление Холдингом 8»  и «1С:ERP».

При выборе оптимальной программы для МСФО следует отталкиваться от целей и задач бизнеса, поскольку не всегда есть возможность оперативно сменить систему учёта, особенно если речь идет о крупных компаниях.  Привлечение специалистов, имеющих успешный опыт по внедрению систем учета поможет выстроить процесс внедрения наиболее эффективно для всех участников процесса.

Если ваша компания задумывается о ведении учета в МСФО, то специалисты Первого Бита помогут подобрать оптимальное решение для вашего бизнеса!

Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку

Нет времени читать? Пришлем вам на почту!

Я даю Согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой Конфиденциальности

Подскажем решение для вашей задачи

Заказать помощь ИТ-специалиста